История игральных. Кто изображен на игральных картах? Д ля чего нужны карты

Версии происхождения карт

Современная колода карт — результат сложного развития этой старинной игры.

Времени точного происхождения карт не известно, также не ясно и место их изобретения. В старинном китайском словаре Чинг цзе Тунга, получившем известность в Европе в 1678 г., говорится, что карты были изобретены в Китае в 1120 г., а в 1132 г. получили здесь всеобщее распространение. Но в целом существует несколько версий появления карт. Помимо китайской, рассмотрим также индийскую и египетскую.

Китайские и японские карты слишком уж непривычны для нас и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. Затем у японцев появились четыре масти карт: они символизировали времена года, а 52 карты в колоде означали количество недель в году.

Существуют также сведения, что китайцы и японцы еще до появления игральных карт из бумаги уже играли табличками, наподобие карт, из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурами, а в средневековой Японии были оригинальные игральные карты из раковин мидий. Они были украшены рисунками, изображавшими цветы, пейзажи, бытовые сценки. С помощью таких карт можно было раскладывать и «пасьянс» — раковины раскладывали на столе и искали среди них «двойников». В XIII веке карты стали известны в Индии и Египте.

А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — «Младшие Арканы», стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 «Старших Аркана» вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий.

Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского «та рош» («путь царей»), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

Появление карт в Европе

О появлении карт в Европе есть несколько версий. По одной из них начало игры в карты относится к XV столетию и совпадает с появлением цыган на европейской территории. По другой — общая же известность карт, по свидетельству иезуита Менестрие, приписывается XIV столетию, когда один малоизвестный живописец по имени Жикомин Грингонер изобрел карты для развлечений умалишенного короля Франции Карла VI (1368-1422 гг.), вошедшего в историю под именем Карла Безумного. Карты якобы были единственным средством, которое успокаивало царственного больного между приступами сумасшествия. А во время царствование Карла VII (1422-1461) они были усовершенствованы в и тогда же получили свое теперешнее название.

Долго существовавшее мнение, что карты были изобретены во Франции для развлечения душевнобольного короля Карла VI Безумного, — всего лишь легенда. Уже в Древнем Египте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в Китае карты, похожие на современные, известны с XII века.

Первое документальное известие о картах относится к 1379 году, когда в хронике одного из итальянских городов появилась запись: «Введена игра в карты, происходящая из страны сарацин и называемая ими «наиб».

Игра носила, по-видимому, военный характер, так как «наиб» по-арабски означает «капитан», «начальник». На арабских картах обозначались только цифры по той причине, что закон Магомета запрещал изображать человеческие фигуры. Поэтому скорее можно говорить не об изобретении карт французами, а об украшении фигурами уже существующих карт.

В карточных мастях не было единообразия. В ранних итальянских колодах они носили названия «мечей», «кубков», «денариев» (монет) и «жезлов». Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в «пики», кубки — в «черви», денарии — в «бубны», а «жезлы» — в «кресты», или «трефы» (последнее слово по-французски означает «лист клевера»). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки», а в Италии — «копья», «сердца», «квадраты» и «цветы». На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: «желуди», «сердца», «колокола» и «листья». Что касается русского слова «черви», то оно произошло от слова «червонный» («красный»): понятно, что «сердца» изначально относились к красной масти.

Карты быстро распространились во всех европейских странах, на их основе появились азартные игры, и потому вскоре стали предприниматься властями строгие меры для их запрещения. Несмотря на это, изобретались все новые и новые карточные игры. В Германии появились ремесленные цеха, занимающиеся изготовлением карт, улучшались способы их выделки.

В XV веке во Франции установили тот тип карт, который существует и поныне. Считается, что масти карт символизируют четыре главнейших предмета рыцарского обихода: трефы — меч, пики — копья, бубны — знамя и герб, червы — щит.

Существует предположение, что колода — не случайный набор карт. 52 карты соответствуют числу недель в году; 4 масти — это четыре времени года; в каждой масти 13 карт, столько же недель в каждом времени года; сумма всех очков 52 карт составляет 364, то есть число дней в году без одного.

Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 «Старших Аркана» плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех «старших мастей» и шута (джокера). Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы.

Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). В отношении дам такого единодушия не было — например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д’Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль «царицы денег», поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину — аллегорию суеты и тщеславия.

Самая сложная фигура карточного пантеона — валет, или, по английской терминологии, оруженосец. Само слово «валет» вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение — не вполне честный, хоть и храбрый искатель приключений. Именно таковы были все реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

Первые карты, которыми играли в Европе, стоили очень дорого, т.к. литографического печатания тогда еще не было, они рисовались от руки. Во Францию карты привозились из Италии, этому есть историческое свидетельство — указ счетной камеры 1390 года, в котором отражен расход на покупку карт для увеселения короля. Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

Карты в России

В нашем отечестве карты появились давно, во времена Ивана Грозного. Уже при сыне Грозного, царе Федоре Иоанновиче, игральные карты в значительном количестве поступали в Россию в числе прочих европейских товаров. Карты были дорогостоящим и легко портящимся товаром, поэтому перевозили их в прочных дубовых бочках. Уже с начала 16 века карты стали обычным предметом торга по всей России, а карточная игра стала приносить ощутимый вред нравственности и правопорядку. В 1649 году Уложение царя Алексея Михайловича квалифицирует карточную игру как серьезное преступление. До петровских времен карты в России были привозными.

Великий новатор Петр Первый перенял многие европейские обычаи, но карт не любил и играл в них очень редко. Но именно при нем впервые возникло отечественное производство игральных карт на двух небольших мануфактурах в Москве. Личное внимание и всемерная поддержка карточных мануфактур Петром объяснялись совершенно прозаическими причинами — измотанному Северной войной государству нужны были деньги, которые и приносила торговля игральными картами.

В течении всего 17 века игральные карты производились мелкими мастерскими в столицах и даже в провинциальных городах. Отдельные мастерские имели даже некоторый ассортимент видов производимых карт, впрочем, весьма скромный. Рисунок карт был незамысловат и практически не изменялся десятилетиями.

В царствование Екатерины Второй зародилась, а при Александре Первом претворилась в жизнь благая мысль о государственной монополии на производство игральных карт. Доход от производства карт шел на дело благотворительное — на него содержалось Ведомство Императрицы Марии, опекавшее детей-сирот. Непосредственное производство карт было развернуто в пригороде Санкт-Петербурга, на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика.

В течении более 20 лет шло становление нового производства, пока русские карты не стали выпускаться на русской бумаге и в основном русскими мастерами. Директор Карточной фабрики А. Я. Вильсон стремился к некоторому улучшению внешнего вида карт, были разработаны новые рисунки. Императору Николаю Первому был представлен соответствующий доклад, на котором он, однако, собственноручно написал: «Не вижу никакой причины переменять прежние рисунки».

После отмены крепостничества на Карточной фабрике начались существенные перемены. От руководства фабрикой отошел директор А. Я. Вильсон, занимавший эту должность более 40 лет. Были наняты вольные рабочие взамен крепостных, закуплено более 60 новых машин, во главе производства стал опытный мастер Винкельман. Вместе с обновлением технической стороны дела возникла необходимость изменения и художественного оформления карт.

Атласные карты

Хорошо всем известные Атласные игральные карты настолько привычны нашему глазу, что всякие другие карты кажутся нам необычными и уж точно какими-то «нерусскими». Действительно, Атласные карты уже много десятилетий являются самыми распространенными и популярными игральными картами в России. Кажется, что они существуют изначально, как русские народные песни или русские сказки. Но это не так — у этих карт есть автор, и появились они в России в середине 19 века.

За решение вопроса изменения и художественного оформления карт взялись достаточно серьезно. Разработку новых рисунков игральных карт доверили академикам живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю (Боде-Шарлемань) и Александру Егоровичу Бейдеману. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор, уже спустя полтора века, являются чудесными образцами карточной графики и украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика Шарлеманя, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.

Адольф Иосифович Шарлемань происходил из семьи обрусевших французов. Его отец Иосиф Иванович Шарлемань (1782-1861) и брат Иосиф Иосифович Шарлемань (1824-1870) были известными архитекторами. Будущий академик живописи учился в Императорской Академии художеств по классу исторической и батальной живописи. В 1855 году Адольф Шарлемань за картину «Суворов на Сен-Готарде» был удостоен большой золотой академической медали. Вместе с медалью он получил право на шестилетнюю заграничную поездку, в которую отправился в 1856 году. В 1859 году Шарлемань пишет картину «Последний ночлег Суворова в Швейцарии», за которую был удостоен звания академика живописи.

Возвратившись в Санкт-Петербург после заграничной стажировки, Шарлемань много работает как иллюстратор в журналах, сотрудничает в Государственной экспедиции заготовления ценных бумаг, расписывает храмы и даже участвует в подготовке костюмов для «Исторического бала» у великого князя Владимира Александровича. Работа для карточной фабрики стала одним из таких заказов. Кто знал, что это творение художника станет бессмертным!

Можно объяснить, почему именно этот проект игральных карт стал таким удачным. Рисунки академика Бейдемана, как и другие эскизы Шарлеманя были очень привлекательны в художественном отношении, но они оказались не вполне подходящими для такого массового производства, как печатание игральных карт. Эскиз Атласных карт был сделан для печати в четыре краски — черную, желтую, синюю и красную. Однако не только «технологичность» сыграла свою роль в успехе. Рисунок карточных фигур оказался настолько лаконичным, настолько лишенным ненужных деталей и сложных ракурсов, что успех был просто неизбежен.

А. И. Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. Атласные карты явились результатом исключительно мастерской переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались еще в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, содержавшихся откупщиками. Однако и эти, как можно было бы их назвать, «старые» рисунки имели своей первоосновою так называемую «северо-немецкую картинку», которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.

Редкий художник, поэт, писатель создает произведение, которое через какое-то время утрачивает авторство и становится просто народной песней, народной сказкой. Такая творческая удача выпала Адольфу Иосифовичу Шарлеманю, рисунки которого в виде игральных карт есть в каждом доме.

Современность

Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, преферанс, бридж, покер) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, «очко», штосс и сотни других, вплоть до безобидного «подкидного дурака») безраздельно царили среди простонародья.

На Западе «умственные» карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра…

Игральные карты известны во всем мире. Но вот где и когда они появились, не знает никто. Некоторые средневековые теологи считали их «дьявольской выдумкой», которую сатана изобрел, чтобы множить людские грехи. Более здравомыслящие доказывали, что этого не может быть, потому что изначально карты использовались для гадания и других магических ритуалов, то есть для познания воли Божьей.

В качестве доказательств приводились весьма любопытные свидетельства, которые наверняка будут небезынтересны всем, кто когда-либо брал в руки атласную колоду. По одной из версий, изобретение карт приписывалось древнеегипетскому богу Тоту — родоначальнику письменности, счета и календаря. С помощью карт он поведал людям о четырех составляющих мироздания — огне, воде, воздухе и земле, которые олицетворяют четыре карточные масти. Гораздо позднее, уже в средние века, евреи-каббалисты конкретизировали это древнее послание. По их утверждению, масти воплощают четыре класса стихийных духов: бубны — духов огня саламандр, черви — повелителей воздушных стихий сильфов, трефы — духов воды ундин и пики — владык подземного мира гномов.

Другие средневековые мистики считали, что карты символизируют четыре «главные стороны человеческой натуры»: червовая масть олицетворяет любовь; трефы стремление к познанию; бубны страсть к деньгам, а о смерти предупреждают пики. Необыкновенное же разнообразие карточных игр, сложная логика взаимоотношений и соподчинений, чередование взлетов и падений, внезапных неудач и удивительных везений отражает нашу жизнь во всей ее сложности и непредсказуемости. Отсюда и проистекает завораживающая сила азарта, таящаяся в них к вящему негодованию пуритан и ханжей всех времен и народов, в этом смысле с картами не сравнятся ни шахматы, ни домино, да и вообще никакие другие игры.

Впрочем, не менее любопытна и версия, согласно которой в картах якобы отражается... время. В самом деле, красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи. 52 листа соответствуют числу недель в году, а не всем понятный джокер символизирует еще и високосный год. Четыре же масти вполне соотносятся с весной, летом, осенью и зимой. Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму — в 12, короля — в 13, а туза принять за единицу, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив «единичного» джокера, получим число дней в году. Ну а число лунных месяцев — 13 соответствует количеству карт каждой масти.

Если же спуститься с заоблачно-туманных высот мистики на почву реальности, то наиболее вероятными представляются две версии происхождения карт. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800-го года нашей эры. Другая же версия гласит, что карты появились в Китае в VIII веке в период правления Танской династии. Дело в том, что бумажные деньги служили подданным Поднебесной империи не только для расчетов, но и для азартных игр. Помимо цифровых номинаций на банкнотах были изображены императоры, их жены, губернаторы провинций, что и обозначало достоинство той или иной купюры. А поскольку у игроков не всегда было достаточное количество банкнот, они применяли вместо них дубликаты, нарисованные на листках бумаги, которые в конце концов вытеснили из игр настоящие деньги.

Столь же неопределенно и время появления карт в Европе, хотя большинство историков сходится на том, что скорее всего их привезли с собой участники крестовых походов в XI-XIII веке. Правда, не исключено, что сей предмет азарта появился на нашем континенте в результате вторжения в Италию в X веке сарацин, как называли тогда арабов, у которых местные жители заимствовали карты. Во всяком случае, в 1254 году Людовик Святой издал эдикт, запрещавший под страхом наказания кнутом карточные игры во Франции.

В Европе арабский оригинал подвергся значительной переработке, поскольку Коран запрещал правоверным рисовать изображения людей. Предположительно родиной карт с фигурами королей, дам и оруженосцев—валетов была Франция, где на рубеже XIII-XIV веков художник Грэгоннер разрисовал для Карла VI картонные листы.

Самая ранняя из известных европейских карточных колод «Таро» (Иногда встречаются названия Тарот илиТарок — прим. ред.) была изготовлена в XIV веке в Ломбардии. В ней были четыре масти, изображенные в виде чаш, мечей, денег и жезлов или дубинок. Каждая масть состояла из десяти карт с цифрами и четырех картинок: короля, королевы, рыцаря и оруженосца. Кроме этих 56 карт, она включала еще 22 козырные карты с цифрами от 0 до 21, носившие следующие названия: шут, фокусник, монахиня, императрица, император, монах, любовник, колесница, правосудие, отшельник, судьба, сила, палач, смерть, умеренность, дьявол, гостиница, звезда, луна, солнце, мир и судилище.

По мере роста популярности карточных игр в Европе в течение всего XIV века из колоды Таро постепенно исчезли все козырные карты и четыре рыцаря. Правда, остался шут, переименованный уже в наши дни в «джокера». Полные же колоды сохранились только для гадания.

Причин для этого было несколько. Во-первых — стремление отделить мир азарта от таинств оккультизма и магии. Потом, правила игр с таким большим количеством карт были слишком сложны для запоминания. И, наконец, то, что до изобретения печатного станка карты размечали и раскрашивали вручную, и поэтому стоили они очень дорого. Поэтому в целях экономии колода «похудела» до нынешних 52 карт.

Что же касается обозначения мастей, то из исходной итальянской системы с ее мечами — аналог будущих пик, булавами — треф, кубками — червей и монетами — бу-бей, позже выделились три: швейцарская с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами; немецкая с желудями, листьями, сердцами и колоколами, и французская с трефами, пиками, червами и бубнами. Наиболее устойчивой оказалась французская система изображения мастей, которая после Тридцатилетней войны (1618 - 1648 гг.) вытеснила остальную символику и теперь в ходу почти повсюду.

За последующие 300 лет не один художник пытался ввести в обиход новую карточную символику. Время от времени появлялись колоды, в которых четыре масти представали в виде зверей, растений, птиц, рыб, предметов домашнего обихода, посуды. В самом начале этого процесса в Германии масти изображались в виде ларцов для церковных пожертвований, гребня, кузнечных мехов и короны. Во Франции появились аллегорические фигуры Свободы, Равенства, Братства и Здоровья. Позднее приверженцы социализма даже пытались выпускать карты с изображениями президентов, комиссаров, промышленников и рабочих. Впрочем, все эти «изобретения» оказались слишком искусственными и поэтому так и не привились. А вот с картами-картинками дело сложилось иначе.

Сегодня редко кто из игроков интересуется биографиями давно исчезнувших персонажей карточных фигур, да и рисунки на картах-картинках в современных колодах мало чем напоминают реально существовавшие личности. Это — не что иное, как стилизация стилизаций, бесконечно далекая от первоначальных оригиналов. Между тем первоначально, например, четыре короля символизировали легендарных героев-правителей древности, которыми могли восхищаться европейцы в средние века: Карл Великий, король франков, возглавлял червонную масть, пастух и певец Давид — пиковую, поскольку благодаря своим подвигам он стал легендарным древнееврейским царем; Юлию Цезарю и Александру Македонскому соответственно были отданы бубновая и трефовая масти.

Правда, в некоторых колодах червонный король попеременно изображался то в виде волосатого Исава, то Константина, то Карла I, то Виктора Гюго, то французского генерала Буланже. И все-таки в споре за обладание короной бескровную победу одержал Карл Великий. Современные карты любовно, практически без изменений, хранят героические черты этого прославленного мужа в виде мудрого старца, укутанного в горностаевую мантию — символ богатства. В левой руке у него меч — символ мужества и власти.

Изображение Давида изначально украшала арфа — как напоминание о музыкальном таланте легендарного царя Иудеи. Во время наполеоновских войн пикового короля недолго изображали в виде Наполеона Бонапарта во Франции и герцога Веллингтона в Пруссии. Но потом справедливость восторжествовала и Давид вновь занял свое законное место среди карточных царственных особ.

Хотя Юлий Цезарь никогда не был королем, он тоже вошел в венценосный ареопаг. Его обычно рисовали в профиль, причем на некоторых старинных французских и итальянских картах Цезаря изображали с вытянутой рукой, словно он намеревается что-то схватить. Это должно было говорить о том, что бубновая масть традиционно отождествлялась с деньгами и богатством.

Александр Македонский — единственный из карточных королей, в руку которого была вложена держава символ монархии. Правда, на современных картах ее часто заменяет меч — как свидетельство его полководческих талантов. К сожалению, внешность трефового короля стала жертвой безжалостной моды и из мужественного героя с яростным взглядом он превратился в изнеженного царедворца со щегольской бородкой и элегантными усами.

Первой дамой червей была Елена Троянская. Кроме нее в роли претенденток на этот трон выступали Элисса, основательница Карфагена, в римской мифологии — Дидона, Жанна д"Арк, Елизавета I Английская, Роксана, Рахиль и Фауста. Однако долгожительницей оказалась героиня библейской легенды Юдифь, чей образ на протяжении веков кочевал из колоды в колоду.

Что касается дамы пик, то ее было принято изображать в виде греческой богини мудрости и войны Афины Паллады. Правда, тевтоны и скандинавы отдавали предпочтение собственным мифологическим персонажам, олицетворявшим войну.

В XIV-XV веках художники не смогли прийти к согласию, кого избрать в качестве прототипа дамы бубен. Исключением была лишь Франция, где им стала королева амазонок, в греческой мифологии — Панфизелия. В XVI веке кто-то придал даме бубен черты Рахили, героини библейской легенды о жизни Иакова. Поскольку, по преданию, она была женщиной жадной, ее амплуа в качестве «королевы денег» пришлось по вкусу широкой публике, и она утвердилась на этом троне.

Долгое время ни одна из мифологических или исторических героинь не претендовала на роль дамы треф. Иногда в колодах мелькали фигуры правительницы Трои Гекубы или Флоримелы, олицетворения женского обаяния, созданного талантом английского поэта Спенсера. Но они не сумели утвердиться в этой роли. В конце концов французам пришла в голову мысль изобразить даму треф в виде этакой, как теперь говорят, секс-бомбы и назвать ее Аргиной (от латинского слова «регина» — «царственная»). Затея оказалась настолько удачной, что прижилась и стала традицией. Больше того, все королевы, очередные фаворитки и любовницы французских монархов, героини злых пасквилей и фривольных острот, стали носить имя Аргина.

Первоначально в роли валетов выступали четыре безымянных рыцаря. Хотя название этой карты переводится скорее как «слуга, лакей», и у игроков эта фигура традиционно отождествлялась с искателем приключений, не всегда почитающим закон, но чуждым низкого коварства. Подобное толкование слова «валет» прекрасно соответствует образу валета червей. Пытаясь подобрать для него достойный образ, французы остановили свой выбор на известном историческом персонаже — Этьене де Виньеле, служившем в войсках Карла VII. Он был доблестным воином, храбрым, щедрым, безжалостным и язвительным. Некоторое время он состоял советником при Жанне д"Арк и сохранился в памяти потомков как герой народного фольклора, наподобие Тиля Уленшпигеля, Вильгельма Телля и Робина Гуда. Может быть, поэтому без всяких возражений со стороны других наций Этьен де Виньель прочно занял место валета червей.

Прототипом валета пик был Огиер Датский. Согласно историческим хроникам в многочисленных битвах его оружием были два клинка толедской стали, которые обычно рисовали на этой карте. В многочисленных сказаниях этот герой совершал многочисленные подвиги: побеждал великанов, возвращал околдованным принцам их владения, а сам пользовался покровительством феи Морганы, сестры сказочного короля Артура, которая, обручившись с Гиером, даровала ему вечную молодость.

Первым валетом бубен стал Роланд, легендарный племянник Карла Великого. Однако позднее, без явных на то причин, его сменил Гектор де Марэ, один из рыцарей Круглого стола и сводный брат сэра Ланселота. По крайней мере, именно этот герой сегодня ассоциируется с валетом бубен, хотя знаменитое благородство рыцаря де Марэ плохо вяжется с дурной славой, приписываемой этому валету.

Валетом треф карточных дел мастера избрали самого сэра Ланселота, старшего из рыцарей Круглого стола. Первоначально он был самым ярким из валетов. Но постепенно манера рисунка менялась, и валет треф лишился своего роскошного камзола, хотя в руках у него остался лук символ его непревзойденного мастерства лучника. Впрочем, в современном валете треф трудно узнать того могучего воина, который, будучи ранен в бедро стрелой, тем не менее сумел одержать верх над тридцатью рыцарями...
Такова галерея фамильных портретов, о которой не подозревает никто из игроков, беря в руки атласную колоду.

Хоть раз в жизни в карты играл каждый житель нашей страны. Будь-то простой подкидной дурак или аристократический преферанс. При этом большинство любителей карточных игр уверено, что в качестве валетов, дам и королей изображены некие абстрактные персонажи. Это не так…

Джокер: веселый колдун

Самое удивительное, что единственная карта в колоде не имеющая реального прототипа, это Джокер. Во многих карточных играх он не используется вовсе, а в других выступает в роли высшего козыря. При этом само слово Джокер в переводе на русский язык обозначает весельчака, шута и озорника. Правда, иногда Джокера рисуют в виде маленького чертенка, подчеркивая тем самым, историю его появления из гадальных карт Таро. В колоде магических карт Джокер является злым волшебником. В то же время самой популярной версией происхождения слова «Джокер» является название игры Джукер, в которой впервые и появился этот карточный персонаж.

Карточные короли: лучшие среди равных

Как утверждают исторические хроники, в Европе играть в карты начали в 14 веке. Не брезговали перекинуться в карты и особы королевских кровей. В это время к середине XVвека в Европе появились основные изображения дам, валетов и королей. В то далекое время, как и сегодня, колода карт насчитывала 52 листа, поделенных на четыре масти. Подобная цифра не случайна, ведь 52 это число недель в году, а масти – четыре времени года. Самое удивительное, что сегодня точно известно, кто являлся прототипом изображений королей в карточной колоде. Королем пик стал царь Давид, известный читателям из Ветхого завета. В роли короля треф выступил великий завоеватель Александр Македонский. Король бубен, не менее знаменитый правитель – Юлий Цезарь. Самым молодым с исторической точки зрения оказался король червей – Карл Великий. Символично, что каждый из прототипов карточных королей оставил свой неизгладимый след в истории человечества. Александр Македонский завоевал половину мира. Царь Давид оказался самым известным коронованным персонажем Ветхого Завета. Ну, а Карл Великий создал Священную Римскую империю. Гай Юлий Цезарь – прославился, как наиболее популярный диктатор древнего Рима.

Карточные дамы: само совершенство

Карточные дамы, также имели своих реальных прототипов. Однако это были вовсе не жены, людей давших прообраз карточным королям, а совершенно посторонние им особы. Дама червей – это воинственная Юдифь, совершившая немало подвигов на страницах Ветхого завета. Это именно она хладнокровно отсекла голову предводителю ассирийцев, спасая город детства от вторжения завоевателей. По другим источникам, считающихся более достоверными, червонной дамой стала великолепная Елена Троянская. По легенде, ее матерью являлась царица Спарты Леда, а отцом сам Зевс. Дама бубей – это супруга одного из рыцарей Круглого стола – Рагнель. В качестве трефовой дамы художники изображали либо греческую богиню Аргину, отвечавшую за тщеславие и пустую суету, либо Лукрецию, представляющую добродетель. Сложнее оказалось с дамой пик. На ее роль ее претендуют сразу три реальных женщины, образ каждой из которых в разное время появлялся на карточных листах. Чаще всего это Миневра – богиня мудрости, войны и победы. Реже дамой пик становилась Афина, также отвечавшая за успешные боевые действия или легендарная героиня средневековья Жанна д Арк.

Валет: прислуга королей

В качестве валетов в колоде игральных карт, как в случае с дамами и королями выступили реальные исторические личности. Правда, если бы эти люди узнали, как обошлись с ними вероломные художники, создававшие колоды карт, то сильно обиделись. Валет в переводе с французского означает – слугу или лакея. Однако прототипы валетов ими никогда не являлись. Валет червей – это рыцарь Этьене де Виньеле – ближайший соратник Жанны д Арк. Валет пик – благородный рыцарь Огиер Датский. По преданиям он неоднократно убивал драконов, истребил немало великанов и вообще был закадычным приятелем феи Морганы. Впоследствии волшебница за ночи страстной любви наградила Огиера даром вечной молодости. Валет треф – знаменитый рыцарь Ланселот. В роли бубнового валета выступает неистовый Роланд.

Китайцы и домино

Кто же изобрел игральные карты: итальянцы, испанцы, французы или они подарок человечеству от нечистой силы? Увы! Автор игральных карт известен – это китайцы. Самое удивительное, что карты в Китае это не самостоятельная игра, а более простая и дешевая в производстве разновидность домино. Когда-то давно китайцы азартно играли в кости, затем они трансформировались в домино, которые в свою очередь переродились в карты. Произошло это в тот момент, когда домино перенесли на картон. Получились карты со шкалой очков, к которым со временем добавились фигуры. В словаре Чинг-цзе-Тунга упоминается, что карты изобретены в 1120 г. н.э., а спустя 12 лет получили распространение по всему Китаю. Существует правда, альтернативная, версия происхождения игральных карт из древнего Египта. Будто бы тысячелетия назад египетские жрецы зашифровали всю мудрость мира на в 78 золотых табличках. Часть из них символически изображалась в форме карт, причем 56 из них (Младшие Арканы) были игральными, а 22 (Старшие Арканы) использовались исключительно для гадания. Впрочем, как китайская, так и египетская версия происхождения игральных карт не более чем легенда, тогда как в Европе карты были известны с XIV века. Например, в 1367 году в Берне карточные игры были запрещены официальным указом, а в 1377 году посланник Папы Римского сетовал, что монахи режутся в карты прямо у стен своей обители.

Хорошо знакомые по всему миру, игральные карты нашли множество применений. С их помощью предсказывают будущее, ими развлекаются самые разные люди, они становятся участниками практически каждого шоу фокусника или иллюзиониста. Однако, прошлое карт настолько противоречиво и туманно, что до сих пор неизвестно, где же именно они появились.

Существует множество научных трактатов, которые рассказывают о возможных источниках их возникновения. Но давайте начнем с того, что первоначально карты выглядели совсем не так, какими мы привыкли их видеть.

Когда не было бумаги – они уже существовали

Как известно, бумага была изобретена в Китае примерно в 105 году нашей эры. Однако, были различные находки, датируемые более ранними годами, которые вполне могут оказаться прародителями современных карт. Первоначально изображения зверей, предметов или оружия наносились на металлические плашки, куски кожи, коры, бамбука или даже костяные таблички. Однако, слишком сложно отнести подобные находки именно к игральным картам как таковым.

Согласно теориям ученых, первоначально игральные карты появились в Китае, а уже благодаря торговым путям они попали в Индию и Персию. Есть также мнение, что родиной карт является Индия, в которой были найдены круглые плашки с изображениями, схожими с древними игральными картами. Существует достаточно много и других версий, но до сих пор никому так и не удалось доказать одну конкретную и доподлинно выяснить настоящую родину карт.

Прелесть подобного развлечения изначально заключалась в том, что картам не требовалось отдельного поля, как для шашек, шахмат или подобных им игр. Неудивительно, что заинтересованные торговцы увозили их на родину. Однако, самые ранние находки всё же вызывают достаточно сомнений насчет своей связи с нынешними игральными картами.

Почему именно Китай считается родиной карт

За Китаем закреплено множество изобретений, включая различные игры - к примеру, домино или маджонг. Однако, именно он считается на данный момент наиболее очевидным местом рождения современных игральных карт. Причин для подобного вывода довольно много.

В первую очередь это утверждено благодаря тому, что первое упоминание в исторических источниках, связанное с игральными картами, было именно в Китае, в 1294 году нашей эры.

Во-вторых, именно Китай являлся родиной печатного станка, что значительно упрощало производство игральных карт. И это еще с учетом того, что именно Китай являлся родиной бумаги.

В-третьих, игральные карты, которые были в Китае в то время, имеют огромное количество схожих черт с современными картами. Так, к примеру, у них была масть, которая обозначалась монетами. Помимо этого, они имели продолговатую форму, а изображения на них были крайне похожи на современных королей и дам.

Откуда появились самые первые карточные масти

Примечательно, что если в древних картах, которые были найдены в Китае, уже фигурировали монеты, то далее они претерпели некоторые изменения. После того, как карты попали в Египет, они значительно видоизменились, ведь был период правления мамлюков. Это было в первую очередь связано с тем, что их вероисповедание не позволяло им наносить на карты изображения людей. Благодаря этому, четыре масти превратились в монеты (уже устоявшиеся в Китае), клюшки, мечи и кубки.

Почему именно клюшки, спросите вы? Все достаточно просто. На карты наносились изображения предметов быта и окружения, которыми интересовались эти люди. А доподлинно известно, что у мамлюков было пристрастие к игре, похожей на современное поло. Впоследствии, когда игральные карты уже попали в Европу, клюшки превратились в булавы или палицы.

Особая деталь, на которую следует обратить внимание, заключается в том, что вне зависимости от количества самих карт в колоде, которое варьировалось от 12 до более сотни – мастей было ровно четыре. Как в китайских картах, так и у мамлюков, которые помогли картам попасть в Европу.

Как игральные карты появились в Европе

Как только игральные карты из Александрии попали на юг Европы, началось быстрое их распространение. Оно было настолько повсеместным и масштабным, что подобному факту даже было дано название «Вторжение игральных карт». И столь угрожающее название можно с легкостью обосновать.

На то время в Европе происходило множество различных столкновений, военных действий между странами и мелких стычек. За счет своей легкости, удобства транспортировки и малого размера, карты пользовались огромной популярностью у солдат. И, получается, с наступлением войск наступали и карты. В Великобританию карты попали тоже с наступлением военных действий.

По всей Европе обнаружено достаточно много документальных упоминаний карт. В 1377 году - первое упоминание о появлении карт в Швейцарии, в 1392 их уже заказывали в золоте для короля, а чего говорить только о количестве запретов на азартные игры, которые были практически везде!

Как появились разные колоды и масти карт

Стоило только игральным картам попасть в какую-либо новую страну, как сразу же их старались переделать под себя. Не слишком большим изменениям подверглись разве что карты Таро, которые сохранили в себе разделение на младшие и старшие арканы. Для игр как таковых они были не настолько удобны. Если же говорить именно об игральных картах, то они менялись крайне часто.

Получается, что каждый народ старался выразить в картах именно свои черты и национальные предпочтения. Благодаря этому масти постоянно менялись. Однако у каждой масти получилась довольно любопытная эволюция. Давайте рассмотрим самые известные колоды, которые сейчас существуют.

Итало-испанская колода

Мы не зря начали именно с нее, ведь она крайне похожа на древние игральные карты мамлюков, в которых слегка видоизменились клюшки.

  • Мечи (пики);
  • Кубки (черви);
  • Палицы (трефы);
  • Монеты (бубны).

Существующая до сих пор, она при полном составе должна состоять из 50 карт (с учетом двух джокеров, без них 48). Числовые карты начинались с единицы и заканчивались девяткой. Далее уже шли старшие карты, которые обозначались пажом, конем (рыцарем) и королем. В некоторых вариантах встречалась уменьшенная колода без восьмерок, а также существовали варианты с дополнительной картой «Королева».

Примечательно, что на картах этой колоды не писались цифры, а также не было буквенных обозначений.

Немецкая колода

Когда создавалась именно эта колода карт, ее желали сделать максимально показывающей огромное значение агрокультур в Германии.

  • Мечи превратились в листья, которые отвечали требованиям культуры Германии и по форме были условно схожи (пики);
  • Кубки в сердца, поскольку проводилась ассоциация с вином, которое данные кубки наполняло (черви);
  • Палицы уже стали не грубыми ветками деревьев, а превратились в жёлуди (трефы);
  • Монеты превратились в бубенцы, поскольку они были тоже круглой формы (бубны).

Даже в дальнейшем, когда французская колода захватила весь мир, немецкие ее варианты обладали не двумя, а четырьмя цветами мастей. Чтобы сохранить ранее существовавшие зеленую (листья) и желтую (бубенцы) масти.

В этой колоде примерно одинаковое количество карт с Итало-испанской. Схожим является и то, что в ней точно так же не было Дам, а исключительно короли или рыцари. Подобное легко объясняется тем, что в правящем сословии основную роль играли именно мужчины.

Швейцарская колода

По сравнению с немецкой, она претерпела сравнительно небольшие изменения. Мастями данной колоды являются:

  • Щиты, которыми стали мечи (пики);
  • Розы, бывшие сердца (черви);
  • Жёлуди (трефы);
  • Бубенцы (бубны).

Французская колода

Именно она стала самой знаковой. И самой популярной среди всех остальных колод. Видя современные масти, Вы видите именно французскую колоду.

В ней масти превратились в:

  • Пики;
  • Черви;
  • Трефы;
  • Бубны.

В таком виде, в каком мы их знаем, они появились, когда потребовалось упростить производство карт. Символы мастей должны были создаваться легко и практически каждым, чтобы понизить их себестоимость. И масти упростили до тех самых символов, которые сейчас известны всему миру. Но не только это стало удивительно верным маркетинговым ходом.

Именно французская колода ввела обозначение мастей двумя цветами: красным и черным.

Подобные решения сделали ее наиболее простой в исполнении, запоминающейся, универсальной, и плюс ко всему она была более деликатной в отношении женщин. Именно во французской колоде изначально присутствовала Дама как постоянная карта. И ее весомость была неоспорима.