Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница. Презентация проект сюжетно- ролевой игры больница «За зверями наблюдаем, самых лучших выбираем»

Цель: Формирование представлений о труде взрослых (работников поликлиники), его роли в обществе и жизни каждого человека.

Задачи:

  • Формировать представление о цели труда медицинского персонала, о специализации врачей (окулист, терапевт, травматолог), о содержании труда медицинских работников.
  • Способствовать освоению ребёнком социальных ролей: врач, пациент, строитель, работник аптеки, работник регистратуры.
  • Формировать умение творчески развивать сюжет игры: самостоятельно и разнообразно комбинировать в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых
  • Воспитывать уважение к различным профессиям: врач, строитель, аптекарь.

Предварительная работа:

Посещение детьми вместе с родителями поликлиники. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, демонстрация медсестрой различных медицинских инструментов, объяснение их назначений, показ способа действий с ними. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Беседа о профессии врач (Кто такой врач? Какого врача можно назвать хорошим? Как должен вести себя пациент? Кто может работать врачом?) Чтение произведений художественной литературы: Ю.Яковлев “Больной”, Ю.Синицын “С человеком беда”, И.Туричин “Человек заболел”. Игровые диалоги: врач-пациент (с разным характером, например, капризный пациент). Изготовление атрибутов для игры (градусники из картона; медицинские карты из листов бумаги, сложенных пополам; таблицы с картинками для окулиста и др.). Беседа по картине. Сюжетно-ролевая игра “Поликлиника” (в “поликлинике” работает регистратура, кабинет врача-терапевта, окулиста, травматолога, процедурный кабинет). Распределение ролей для предстоящей игры: медицинские работники, работник аптеки, строители.

Оборудование:

Детские белые медицинские халаты, шапочки; самодельные медицинские карты, листочки для рецептов, направлений на уколы и прививки, таблетки; предметы из набора “Кукольный доктор” (фонендоскоп, пинцеты, шпатели, шприцы, бинты и др.); пустые флакончики, коробочки из-под лекарств, кусочки поролона и др.

Ход игры

1 часть

Воспитатель : Внимание, внимание, жители города! В нашем районе, где работает много строителей, наконец-то, открывается поликлиника. Если вы заболели или решили проверить своё здоровье, вам помогут наши врачи: терапевт, окулист, травматолог. Если вам назначили какие-то процедуры, то можете посетить процедурный кабинет. А ещё в поликлинике работает аптека.

Воспитатель : Сегодня для всех строителей объявляется всеобщий медицинский осмотр. Строители – это опасная профессия, на стройке нужны здоровые работники. Кто из вас хотел бы сегодня работать строителем? Почему? Какие врачи будут принимать пациентов? Ребята, которые выбрали роль строителей, сядьте, пожалуйста, справа, а те, кто будет работать в поликлинике, - слева. Ты кем хочешь быть в поликлинике? Почему? А я сегодня буду вести приём пациентов в регистратуре.

Воспитатель : Через несколько минут в поликлинике начнётся приём посетителей. Медицинские работники начинают готовить свои рабочие места. А строители в это время продолжают работать на стройке.

Дети-сотрудники поликлиники расставляют таблички на свои столы, раскладывают оборудование, врачи надевают белые халаты, медсёстры – медицинские шапочки; дети – строители сооружают постройку из напольного конструктора. Когда “поликлиника” будет готова к открытию, об этом объявляется: “Приглашаем пациентов в поликлинику”.

2 часть

Роли Ролевые действия
Работник регистратуры (воспитатель) Заполняет, выдаёт медицинские карты. Выдаёт талончики к врачам.
Врач-терапевт Сообщает о своей специализации (Я – врач-терапевт). Ведёт приём пациентов (Спрашивает, как зовут пациента, что у него болит). Прослушивает, пальпирует, измеряет температуру, давление, осматривает горло. Назначает лечение. Направляет к врачам-специалистам. Делает записи в медкарте.
Медсестра Заполняет рецепты. Моет градусники, шпатели.
Врач-окулист Сообщает о своей специализации (Я – врач-окулист, лечу глаза). Проверяет зрение с помощью таблиц. Назначает лечение.
Медсестра Выписывает рецепты.
Врач-травматолог Сообщает о своей специализации. Принимает больных с ушибами, порезами, ожогами. Назначает лечение.
Медсестра Помогает врачу обрабатывать ранки, делать перевязки.
Медсестра процедурного кабинета Принимает пациентов с направлениями от врача-терапевта. Ставит уколы, делает прививки.
Работник аптеки Расставляет лекарства, отпускает лекарства по рецепту врача. Вырезает новые таблетки.
Строители Сооружают по договорённости постройку. Записываются в регистратуре на приём к врачу. Приходят на приём к врачу с талончиком и медкартой. Рассказывают, что их беспокоит. Выполняют рекомендации врача.

Построение игровых диалогов воспитателем, как работником регистратуры:

Что болит? К какому врачу вас записать? (уточнить название специалиста, цель, содержание его работы).

У нас очень хорошие, заботливые врачи-специалисты. Они обязательно вам помогут. Не забудьте поздороваться, объяснить, что у вас болит.

Если врач будет занят, подождите, пожалуйста. У него очень ответственная работа.

Вы уже полечились? До свидания, приходите к нам ещё. Будьте здоровы.

3 часть

Воспитатель : Наступает вечер, рабочий день у строителей и медицинских работников заканчивается. Врачи принимают последних пациентов и наводят порядок в своих кабинетах, а строители – на своей стройплощадке.

Дети наводят порядок и присаживаются полукругом на стульчики.

Вопросы для анализа:

К строителям:

  • Кто из вас посетил поликлинику?
  • К какому врачу обращался? Почему?
  • Какое лечение назначил тебе врач?
  • Как ты стал себя чувствовать после лечения?
  • Что случилось, если бы ты не обратился к врачу? (Живот не перестал бы болеть, мне было бы плохо; стал бы хуже видеть; стал бы сильно кашлять и не смог гулять, ходить на работу). Что случилось бы, если ты пришёл в поликлинику, а врача там не оказалось? (например, врач в отпуске или заболел).
  • Кто самый заботливый сегодня врач? Аплодисменты этому врачу.

К медработникам:

  • Какие к вам приходили пациенты: капризные или нет?
  • С какими жалобами обращались?
  • Выполняли то, что вы им назначали?
  • Кто самый вежливый и бесстрашный больной? Аплодисменты ему.
  • Как вы думаете, для чего и для кого нужны врачи и медсёстры? Каких ещё врачей вы знаете? На следующий раз мы пригласим и этих врачей в нашу поликлинику.
  • Кто хочет быть врачом? Каким?
  • Как здорово быть врачом! Какая это благородная профессия!
  • Как будем играть в следующий раз в поликлинику? Каких ещё врачей принять на работу? Какие ещё врачи бывают?

Дети 4-5 лет очень любят подражать старшим и играть в сюжетно ролевые игры. Одной из любимых игр – посещение врача- игра «Заболела кукла»


Цель : Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница » »

Задачи :

Образовательные : Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей.

Развивающие : Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре) . Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача.

Методическое оснащение занятия: сундучок, загадки, одежда для доктора, медсестры, санитарки, медсестры в регистратуру, фармацевта, игровой набор «Доктор», муляжи лекарств, медицинские карты на каждого больного и геометрические фигуры, куклы.

Словарная работа: врач педиатр, медсестра, фонендоскоп, шприц, термометр, рецепт, фармацевт, регистратура.

Предварительная работа: экскурсия в кабинет медсестры, знакомство детей с внешним видом врачей, с инструментами, чтение сказки «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание сюжетных иллюстраций, беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больницы.

Ход занятия

Организационный момент. (1 мин.)

Дети заходят в группу . Здороваются с гостями.

Воспитатель : Садитесь. Давайте начнем наше занятие с пожелания добра и здоровья друг другу. Повернитесь друг к другу лицом и скажите : Мы желаем друг другу добра и здоровья.

Основная часть занятия.

1 Беседа о профессии «Доктор» . (4 мин.)

Воспитатель : Ребята посмотрите, какой у меня красивый сундучок. Отгадайте загадку, и вы узнаете кому он принадлежит.

Воспитатель : Кто в дни болезней всех полезней?

Лечит нас от всех болезней?

Дети : Доктор.

Воспитатель : Этот сундучок принадлежит доктору. А как вы думаете, что в нём находится?

Дети : В нем лежат инструменты и лекарства, которые нужны врачу для работы .

Воспитатель : Ребята давайте посмотрим эти инструменты и назовём их Дети : Фонендоскоп, шприц, градусник, капли в нос, шпатель…

Воспитатель : Молодцы. Ребята, вспомните, как называют врача , который лечит детей? (показать картинку)

Дети : Педиатр.

Воспитатель : Педиатр-это самый главный детский врач .

2 Письмо от кукол. (1 мин.)

Стук в дверь. Пришло письмо.

Воспитатель : Ребята, к нам пришло письмо от кукол. Давайте его прочитаем. (открывает письмо)

«Здравствуйте, ребята. Пишут Вам знакомые куклы : Наташа, Марина, Никита.

Мы очень заболели,

Утром даже не поели.

Еле глазки открываем,

Не смеемся, не играем .

Целый день мы молчим,

Даже «мама» не кричим.

Помогите нам, пожалуйста».

Воспитатель : Ребята, поможем куклам?

Дети : Да.

Воспитатель : Я предлагаю отправиться к ним в гости. На каком виде транспорта мы к ним поедем?

Дети : Автобус.

Воспитатель и дети проходят к заранее построенному автобусу из стульев.

Воспитатель : Ребята, нам нужно выбрать водителя автобуса.

Дети выбирают. Все занимают места в автобусе.

3 Физкультминутка. (под музыкальное сопровождение) 2 мин.

Мы в автобусе сидим, и в окошечко глядим.

Глядим назад, глядим вперед, ну что ж автобус не везет.

Колеса закружились, вперед мы покатились

Пускай автобус нас, везет, мы едем, едем все вперед.

(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за педагогом слова).

Водитель : Остановка. Мы приехали .

Дети и воспитатель выходят из автобуса и проходят в кукольный уголок. Садятся на диван, на кресло.

Воспитатель : Ребята, наши детки-куклы нас заждались, грустные сидят за столиком. Куда мы их должны отвезти, чтобы им помогли, подсказали, как лечить?

Дети : Больница .

4 Распределение ролей. (2 мин)

Воспитатель : Давайте выберем с вами доктора, который будет лечить наших кукол. Им будет тот, кто из вас самый ответственный. У нас же с вами самая настоящая больница .

Дети выбирают Карину.

Воспитатель : Карина выбери себе медсестру.

Карина выбирает Лану.

Воспитатель : Ребята, перед приемом к врачу , нам нужно обратиться в регистратуру и взять карточку больного . Давайте выберем медсестру в регистратуру.

Дети выбирают Ксюшу.

Воспитатель : Ребята, а теперь нам нужно выбрать санитарку- очень главная роль, ведь она следит за чистотой во всей больнице , работа её очень важна - ведь если не будут убираться в больнице , посетителям будет неприятно туда приходить.

Дети выбирают Машу.

Воспитатель : Скажите, пожалуйста, а где мы будем покупать лекарства, которые нам выписал доктор?

Дети : В аптеке.

Воспитатель : Выберем фармацевта.

Дети выбирают Максима.

Воспитатель : Наши куклы не могут самостоятельно идти в поликлинику, выберем для них папу, маму.

Дети выбирают Артема, Лену, Арину.

5 Игра (12 мин)

Воспитатель : Роли распределены. Мы можем начинать играть . Пройдите, пожалуйста, на свои рабочие места и приготовьтесь. Карина и Лана проходят в поликлинику, одевают халаты, шапочки доктора и медсестры. Ксюша идет в регистратуру, одевает халат медсестры, готовит карточки пациентов. Маша проходит в поликлинику, одевает халат санитарки и готовит принадлежности для уборки. Максим идет в аптеку, одевает халат фармацевта и готовит лекарства.

Артем, Лена и Арина возьмите, пожалуйста, кукол, пожалейте, успокойте их, оденьте им шапочки, курточки. Сейчас мы отправимся в больницу .

Воспитатель и дети с больными куклами подходят к регистратуре.

Диалог в регистратуре :

Дети здороваются, называют свою фамилию имя и просят карту больного .

Регистратор выдает карту больному (по геометрическим фигурам, которые находятся на карточках и на пациенте).

Воспитатель и дети с больными куклами подходят к кабинету доктора.

Начинается прием .

Воспитатель напоминает «посетителям» , чтобы те заняли очередь к врачу . Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать в «дверь» . Войдя в кабинет, поздороваться рассказать, что болит у вашей дочки?

Диалог в больнице больного и доктора :

П : Здравствуйте.

Д : Здравствуйте, что болит у вашей дочки?

П : У неё высокая температура, болит голова.

Д : Не беспокойтесь, сейчас я осмотрю её и назначу лечение.

Ребёнок в роли доктора оказывает медицинскую помощь, осматривает пациента и предлагает медсестре сделать жаропонижающий укол, затем выписывает рецепт и предлагает приобрести лекарство в аптеке.

Посетители сидят в очереди, не шумят, не ругаются, ждут своей очереди. Пока пациенты ждут свою очередь, у дверей появляется санитарка, которая моет пол. Она старательно всё моет и просит посетителей не сорить.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети не забывали говорить «спасибо и до свидания» .

Воспитатель : Больница закрывается . Доктор осмотрел всех пациентов и назначил лечение. Врач Карина и медсестра Лана, Ксюша, санитарка Маша, снимите халаты и расставьте по местам медицинское оборудование. Родители, зайдите в аптеку за таблетками и витаминами.

Воспитатель и дети с больными куклами проходят в аптеку.

Диалог в аптеке родителя и фармацевта :

Р : Здравствуйте.

Ф : Здравствуйте, дайте, пожалуйста, ваш рецепт. Спасибо. Возьмите лекарство.

Р : Спасибо.

Лекарство выдали. Аптека закрывается.

Воспитатель : Лекарство приобрели. А теперь отведем кукол домой.

Все дети собираются в кукольном уголке.

Воспитатель : Посадите кукол за стол, поставьте лекарство. Нашим куклам стало намного легче. Доктор им помог. Они теперь будут принимать лекарство и совсем поправятся.

6 Физкультминутка (2 мин)

Воспитатель : Ребята, расскажите, пожалуйста, куклам, как можно сберечь свое здоровье, и что для этого нужно делать.

Дети : Делать зарядку, кушать овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.

Воспитатель : Ребята давайте мы с вами сделаем зарядку, научим кукол.

Выходите на коврик. Дети выполняют зарядку.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за воспитателем слова.

Воспитатель : Ребята, вы большие молодцы . Вылечили кукол. Они хотят вас поблагодарить.

Куклы : Спасибо.

7 Итог (1 мин)

Воспитатель : Ребята во что мы сегодня с вами играли ?

Дети : Больницу .

Воспитатель : Что вам понравилось больше всего в нашей ирге ?

Дети : Ответы.

Воспитатель : Ребята, я желаю вам здоровья. Сейчас я вам раздам вкусные полезные фрукты.

Детям раздаются яблоки.

Проект

«Сюжетно-ролевая игра в развитии детей 4-5 лет».

«БОЛЬНИЦА».

Актуальность темы:

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Сюжетно - ролевые игры помогают детям учиться, считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желание друг друга. Приучают их уважать интересы и права друг друга.

Через сюжетно-ролевые игры решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи. В процессе сюжетно-ролевых игр и подготовки к ним у ребенка дошкольного возраста проявляется следующая деятельность: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная.

Тип проекта: групповой, познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).

Участники проекта: воспитатели, дети, их родители.

Возраст детей : средняя группа.

Обоснование проблемы:

    неумение детей играть в сюжетно-ролевые игры, соблюдать правила и ход сюжетных игр;

    недостаточность знаний детей и родителей о структуре сюжетно-ролевых играх, способах подачи их детям.

Цель проекта: формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в сюжетно-ролевые игры.

Задачи:

    Научить детей играть сюжетно-ролевые игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.

    Познакомить родителей со структурой сюжетно-ролевой игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.

    Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача, о работе поликлиники.

    Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.

    Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

    Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Методы проекта:

    Наглядные

  • Словесные

Виды деятельности:

  • музыкальная;

    творческая;

    изобразительная;

    продуктивная;

    театрализованная;

    совместная и самостоятельная;

    просветительская;

    ознакомление с художественной литературой;

    ознакомление с искусством;

    ознакомление с окружающим;

    формирование временных понятий;

    развитие коммуникативных способностей.

Оборудование и материалы:

    атрибуты к игре «Больница»: халат врача, халат медсестры, шапочки с красным крестом, одноразовые шприцы без иголок, пластиковые бутылочки, баночки, капельницы, фонендоскоп детский, термометр игрушечный, горчичники из желтой бумаги, бинт, салфетки (вата), бланки для рецептов, сумочка для врача с крестом;

    набор доктора;

    иллюстрации, картинки;

    подбор художественных произведений про профессию доктора, больницу;

Интеграция образовательных областей: ОО « Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Речевое развитие».

Сроки реализации: январь-февраль

Ожидаемый результат:

    Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр сюжетно-ролевую игру «БОЛЬНИЦА» с большим интересом и успехом играть в неё.

Родителей познакомились со структурой сюжетно-ролевой игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из беседы с родителями на данную тему.

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап:

    Изучить познавательную и методическую литературу, статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», по обучению детей сюжетно-ролевой игры.

    Подготовить оборудование для оформления «больницы»

    Подготовить предметы - заместители для самостоятельной игры ребенка.

    Оформить стенгазету по сюжетно-ролевой игре «Больница».

    Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

    Наблюдение за работой медсестры, врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).

    Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу»

    Кукольный театр «Доктор Айболит».Чтение литературных произведений о работе врача: (Б. Житков «Обвал», С.Маршак «Ледяной остров» Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?»).

    Беседы о профессии доктора с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.

    Ручной труд: изготовление градусника, фонендоскопа, горчичников для игры «в больницу».

    Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи.

    Лепка «Подарок для больной Ясочки».

    Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)

2.Основной этап.

    Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.

    Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

    Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

    Закрепить ранее полученные знания о труде врача.

3. Заключительный этап.

    Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём! », где можно увидеть в какие сюжетно-ролевые игры играют дети в группе.

Наглядная информация «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка».

Варианты сюжетно-ролевой игры «Больница»:

«Кукла Катя заболела».

Педагогический замысел: учить двух детей брать на себя роли мамы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Учить детей действиям врача: осмотреть больного, измерить температуру, посмотреть горло, послушать трубочкой; пользоваться в игре атрибутами по назначению, сопровождать свои действия речью, вести простые диалоги. Воспитывать чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью.

Кукла с завязанным горлом лежит в постели. Педагог спрашивает детей о том, что могло случиться с куклой? Почему она не встает с постели? Почему у нее завязано горло? Выслушивает ответы детей, дает комментарии по поводу них, затем уточняет, знают ли дети, что надо делать, когда кто-то заболел? Кто лечит детей и взрослых? Предлагает детям подумать и сказать, кого надо вызвать к больной кукле.

Педагог предлагает поиграть в поликлинику. Он распределяет роли, коротко инструктирует о том, кто что должен делать во время игры. На первом занятии дети действуют по словесному побуждению.

В процессе развития сюжета мама (ребенок) вызывает врача на дом, позвонив по телефону в поликлинику: «Здравствуйте, у меня заболела дочка. Можно вызвать врача? » Врач (ребенок) отвечает, что он придет к больной. Приходит врач с медицинской сумкой, в халате и колпаке. Взрослый помогает развернуть диалог мамы и врача о болезни куклы. Затем врач измеряет температуру, слушает, смотрит горло, дает рекомендации по лечению (пить таблетки, полоскать горло). Взрослый помогает врачу-ребенку вести диалог с куклой и мамой. Мама дает дочке таблетки, питье. Ласково разговаривает с дочкой. Педагог помогает ребенку вести беседу с куклой, выполнять игровые действия.

«Папа вызывает врача».

Педагогический замысел: учить детей брать на себя роли мамы, папы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Продолжать учить действиям врача: осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой: пользоваться в игре атрибутами по назначению; сопровождать речью свои действия, вести простые диалоги. Воспитывать у детей устойчивый интерес к игре, дружеские взаимоотношения. Учить относиться к кукле, как к дочке.

Педагог предлагает поиграть «в доктора». Распределяются роли врача, мамы и папы, обговариваются действия участников.

Взрослый помогает детям начать игру, распределив роли «в семье»: папа вызывает доктора по телефону к больной дочке, а мама сидит около ребенка, гладит ее по головке, дает пить и т. п.

Приходит врач в белом халате со всеми атрибутами. Папа встречает врача при входе и предлагает ему помыть руки, проводит врача к дочке. Врач спрашивает дочку о том, что у нее болит, осматривает, ставит градусник, слушает, смотрит горло. По ходу игры педагог постоянно помогает детям выполнять действия и сопровождать их речью, обращаясь к детям согласно их роли, например: «Мама, спросите у доктора, как вам лечить дочку? » или: «Доктор, скажите маме и папе, какая температура у их дочки: высокая или нормальная» и т. п.

На следующем занятии роль больного может играть ребенок, таким образом, в игру включаются четверо детей и т. д. по мере развития сюжета. Желательно, чтобы все дети по очереди играли разные роли.

«Скорая помощь».

Педагогический замысел: закрепить умение детей брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли. Учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение и действия с ним.

В короткой вступительной беседе педагог рассказывает о том, что надо делать, если человек тяжело заболел или заболел ночью, как ему можно оказать помощь. Предлагает сюжет игры детям. Помогает распределить роли. Начиная игру, педагог рассказывает детям о том, что заболел папа, он не может встать с кровати, чтобы пойти к врачу.

Взрослый спрашивает у детей, что надо делать в таком случае? Дети, в соответствии с предложенным сюжетом, догадываются о том, что надо вызвать скорую помощь. Дочка или сын вызывают скорую помощь по телефону, дежурный в скорой помощи принимает вызов и сообщает врачу. Приезжает врач, звонит в дверь, мама открывает, приглашает пройти в квартиру, помыть руки, дает мыло, полотенце. Врач моет руки и проходит к больному. Взрослый помогает, в случае необходимости, вести диалог больного и врача, сопровождать действия речью. По ходу игры врач осматривает больного, ставит ему градусник, предлагает сделать укол. При выполнении этого действия педагог может оказать помощь (показ, пояснения действий). Если врач пытается сразу уйти, педагог обращает внимание на то, что желательно понаблюдать за больным, посидеть у его кровати, еще раз смерить температуру и т. д.

Врач сидит какое-то время у постели больного, задает ему вопросы о здоровье. Члены семьи провожают его, прощаются. Врач уезжает на машине.

«Скорая помощь увозит куклу Катю в больницу».

Педагогический замысел: продолжать детей учить брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли, адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение. Продолжать воспитывать вежливое отношение друг к другу, сочувствие больному.

Педагог предлагает новый сюжет игры, подробно его объясняет детям, помогает распределить роли.

Взрослый вместе с детьми-родителями переживает по поводу болезни куклы Кати, предлагает вызвать врача скорой помощи. Мама (ребенок) вызывает врача по телефону. Врач отвечает, что он выезжает, садится в машину, водитель скорой помощи ведет машину, едет. Папа встречает врача, предлагает вымыть руки и провожает к больной дочке. Мама встречает врача у постели дочки, отвечает на вопросы врача. Врач осматривает больную, слушает, измеряет температуру, ощупывает живот и т. п. Врач предлагает отвезти дочку в больницу. Мама берет дочку на руки, вместе с врачом садится в машину, и они едут в больницу. Папа остается дома, наводит порядок, готовит обед и т. п. В больнице, куда приезжают мама и больная кукла Катя, стоят 2-3 кроватки, на которых лежат «больные» куклы. Врач встречает приехавших, забирает Катю и укладывает ее в кровать, успокаивает маму, предлагает ей приехать вместе с папой в больницу завтра. Мама уезжает. Врач дает Кате лекарство и т. д. Родители звонят в больницу, узнают о здоровье Кати.

В ходе этой игры можно учить детей «навещать» больных в больнице, гулять с ними, помогать нянечке кормить больных кукол и т. п.

«Кукла поправилась».

Педагогический замысел: познакомить детей с новым сюжетом, закрепить игровое действие врача: измерить температуру, осмотреть горло, выслушать трубочкой и т. п. Продолжать учить детей сопровождать речью свои действия, вести простые диалоги.

Короткая беседа о работе врача в поликлинике, распределение ролей.

По ходу игры мамы с дочками и сыночками (куклами) приходят на прием к врачу в поликлинику.

Врач по очереди принимает посетителей. Мама с куклой входит к врачу, здоровается. Врач задает вопросы о здоровье ребенка, смотрит горло, измеряет температуру, слушает и т. п. Все действия сопровождаются речью, педагог помогает организовывать диалоги, направляя действия и вопросы врача, например: «Доктор, вы посмотрите горло, оно не красное?» После осмотра и рекомендаций прощаются. Входит следующая мама с ребенком и так далее (2- 3 ребенка).

Данный сюжет может проигрываться в течение нескольких игр, пока все дети не побывают в роли врача и родителей больных детей.

«Врач и медсестра».

Педагогический замысел: познакомить детей с ролью медсестры, ее обязанностями, трудовыми действиями: делает уколы, закапывает капли в глаза, уши, ставит горчичники, компрессы, смазывает ранки, забинтовывает. Закрепить цепочку игровых действий врача, мамы, пришедшей на прием с ребенком, врача и медсестры, в которых врач дает распоряжения медсестре. Продолжать учить пользоваться атрибутами, ввести заменители. Продолжать работать над активизацией словаря детей.

Для того, чтобы обучение новым игровым действиям шло в контексте игры, роль врача педагог берет на себя. Краткое вступление педагога, объяснение хода игры, распределение ролей.

Врач и медсестра сидят за столом в поликлинике. Рядом шкаф с медицинскими инструментами. Перед кабинетом на стульях сидят посетители. Входит больной. Врач задает ему вопросы, уточняет, что болит, обращается к медсестре с рекомендацией о том, что надо сделать, например: «Промойте, пожалуйста, рану, смажьте йодом и забинтуйте». Больной подходит к медсестре, она (он) выполняет назначение врача. Врач смотрит и помогает в случае необходимости. Затем врач приглашает больного прийти на следующий день на процедуры к медсестре. Больной благодарит и уходит. Врач зовет следующего (2-3 посетителя).

В процессе последующих игр включается регистратура. Пациенты сначала приходят в регистратуру, берут карточку, потом идут на прием к врачу и медсестре. Постепенно «кабинет» медсестры оборудуется отдельно от кабинета врача, дополнительно вводятся процедурные кабинеты и т. п. Таким образом, игра расширяется и углубляется по содержанию.

«Аптека».

Педагогический замысел: познакомить детей с ролью аптекаря, кассира, посетителей аптеки, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность.

Материалы: касса, «деньги», витрина аптеки с разными лекарствами и предметами ухода за больными, предметами личной гигиены, белый халат аптекаря, рецепты картинки с изображением лекарств, предметов ухода зa больным.

Педагог беседует с детьми о прошедшей экскурсии в аптеку. Вспоминает о том, что видели в аптеке, кто там работает, что и как делает, кто приходит в аптеку, что нужно, чтобы можно было купить лекарства и т. п. Взрослый предлагает детям оборудовать аптеку, расставить там все необходимое. Дети выполняют это вместе с педагогом. Распределение ролей: взрослый берет на себя роль аптекаря, кому-то из детей предлагает быть кассиром, остальным - посетителями.

Аптекарь-педагог стоит за витриной, кассир сидит в кассе. Входят посетители, в руках у каждого рецепт от врача, деньги, сумка. Они подходят к витрине, смотрят, есть ли нужное лекарство. Аптекарь помогает им наводящими вопросами, дает рекомендации, подводит детей к беседе по поводу лекарств, их назначения. Дети по очереди получают чеки в кассе (карточки с кружками, подходят к аптекарю, берут лекарства. Взрослый следит за тем, чтобы все дети озвучивали свои действия, для этого он использует как прямые, так и косвенные вопросы.

В следующей игре роль аптекаря поручается кому-то из детей, а педагог становится посетителем и вместе с детьми покупает лекарства, беседует с ними и т. п.

Игровые ситуации: «На приеме у лорврача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.

Врач-окулист – проверяет зрение с помощью таблицы, выписывает рецепт для глаз, или рецепт на очки. Больные покупают очки в аптеке (без линз).

Врач «ухо-горло-нос» смотрит горлышко, язык, уши. Измеряет температуру, дает назначение на процедуры. Медсестра делает прогревание.

«Больница».

Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.

«Скорая помощь».

Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу. Врач «Скорой помощи» выезжает на дом – спрашивает, что болит, делает укол, забирает в больницу.

Руководитель РМО: Бородина Е.В., воспитатель, педагог-психолог МБДОУ д/с «Малыш» с. Александров-Гай - это процесс и результат усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. Содержание образовательной области «Социализация» программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. развитие игровой деятельности детей; Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми Способствовать формированию личного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну), уступил по просьбе сверстника. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, с помощью рассказов о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми Образ Я Семья Детский сад Родная страна Развитие игровой деятельности Сюжетно-ролевые игры Подвижные игры Театрализованные игры Дидактические игры Социальный характер игры Игра служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых (Г.В. Плеханов) Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Усваивая в общении со взрослым технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов). Проект «Сюжетно-ролевые игры» (руководители проекта Бородина Е.В., Полянина Л.С.) Актуальность Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребёнок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Но опыта иногда бывает недостаточно, и мы, взрослые, должны направить свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие. Цель проекта: Социализация детей через сюжетно ролевую игру. Задачи проекта: Дети Обогащение опыта и знаний о предметном мире, о труде взрослых. Формирование игровых навыков и умений. Развитие речевого общения между детьми, в частности диалога. Использование детьми предметов- заместителей. Умение детей брать на себя роль, главную или второстепенную. Развитие воображения, творчества детей. Педагоги Разработка проекта, определение цели, задач, содержания проекта Изучение и анализ методической литературы по теме проекта Обогащение ПРС в рамках проекта Оформление материалов проекта в проектную папку Организация презентации проекта Родители Ознакомление с задачами и содержанием проекта. Повышение компетентности родителей о важности сюжетноролевой игры в жизни детей Участие в мероприятиях в рамках проекта Участие в обогащении предметно-развивающей среды в рамках проекта Сюжетно-дидактическая игра «Мы – военные» в рамках проекта «Сюжетно-ролевые игры» (воспитатели Полянина Л.С., Бородина Е.В.) Просмотр видеозаписи сюжетно-дидактической игры с детьми средней группы. Воспитатель Бородина Е.В. Работа по развитию игры на примере сюжетно-ролевой игры «Мы – военные» Рассказ из личного опыта воспитателя «Как я была на присяге» Физминутки Презентация «Наша Армия» Выставка книг военной тематики, чтение художественной литературы Разучивание песен, ходьба маршем Дидактическая игра «Кому что нужно» Работа по развитию игры на примере сюжетно-ролевой игры «Мы – военные» (продолжение) Утренник ко Дню защитников Отечества Работа по развитию игры на примере сюжетно-ролевой игры «Мы – военные» (продолжение) Игра «Военная машина» -Ремонт машины - Качаем шины -Моем машину Дети самостоятельно подбирают недостающие детали: колеса, фары и т.д. Работа по развитию игры на примере сюжетно-ролевой игры «Мы – военные» (продолжение) Связь с другими играми Больница: медсестры оказывают помощь раненным, проверяют состояние здоровья солдат (слушают, ставят градусники, проверяют зрение) Семья: встречают солдата. Организуется столовая для солдат Парикмахерская: короткая стрижка для солдат Магазин: делают покупки Транспорт: военная машина. Вопрос: Что является структурным компонентом игры? Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Игра «Разброс мнений» Дети моей группы любят играть … (Воспитатели продолжают предложение и рассказывают о том, в какие сюжетно-ролевые играют дети) Примерная тематика сюжетно-ролевых игр в средней группе: игры в семью; игры в транспорт; игры в больницу; игры в магазин; игры в мастерскую; игры в парикмахерскую; игры в почту; игры в детский сад. Игра «Разброс мнений» Эти игры могут научить ребенка … Значение сюжетно-ролевой игры Сообщение воспитателя МБДОУ детский сад «Улыбка» Симбиревой И.Г. Игры с машинами и другими транспортными средствами - Автомобильный транспорт Водный транспорт Воздушный транспорт Железнодорожный транспорт Вокзалы (речной, морской, железнодорожный, авто- и аэровокзалы) Организация, развитие и сюжетные линии игры «Корабль» - представление опыта работы воспитателя средней группы МБДОУ д/с «Малыш» Поляниной Л.С. в рамках проекта «Сюжетно-ролевые игры» (воспитатели Полянина Л.С., Бородина Е.В.) Задание: Предложите примерную тематику игры в «Магазин» Игры в магазин - Булочная – кондитерская - Овощной магазин, «Овощифрукты» - Мясной, колбасный магазин - Молочный магазин - Гастроном (продовольственный магазин) - Бочка (палатка) с квасом - Супермаркет - Магазин одежды - Обувной магазин - Мебельный магазин - Магазин посуды - Магазин бытовой техники Спортивный магазин Магазин «Турист» Книжный магазин Магазин музыкальных инструментов Газетный киоск В магазине (торговый зал, у кассы,оформление витрины) Склад Рынок Игры в семью - Совместный отдых Встреча (проводы) Уборка Ремонт квартиры Приготовление подарков Подготовка к празднику Забота (о людях, о животных) Игра в больницу - Больница (работа больничных отделений) - Поликлиника (кабинет врача; процедурный кабинет; регистратура; вызов на дом) - Травмпункт - Аптека - Ветеринарная клиника Игры в мастерскую - Ателье по пошиву и ремонту одежды Ателье по пошиву и ремонту обуви Дом моделей Фотоателье Ателье «Мебель на заказ» Мастерская по мелкому ремонту (замков, ключей, зонтов, сумок и т.д.) - Мастерская по изготовлению инструментов и приспособлений (ключей, замков) - Мастерская по ремонту машин, бытовой техники, и механизмов (телевизоров, холодильников, электроплит, утюгов). Игры в парикмахерскую - Парикмахерская (мытье, окрашивание, завивка, укладка волос, прическа, маникюр) - Салон красоты (макияж, фитобар, солярий, маски и ванночки, прически, стрижки, маникюр) - Салон косметики (магазин) Игры в парикмахерскую - В рамках проекта «Сюжетно-ролевые игры» был организован конкурс причесок (фотографии конкурса) - Игра «Что умеют мастера» Если вы пришли в салон, Вот вам на прием… (талон). Тут наденут вам манишку, Захотите – будет… (стрижка). Мастер в руки взял расческу, Будет делать вам… (прическу). Может голову помыть, Может бороду… (побрить). Получилось так красиво, Что вы скажете… (спасибо). Игры в почту - Почтовые услуги - Услуги сберкассы Игры в детский сад - Занятия с воспитателями (муз.руководителем, физинструктором) - Труд в детском саду и на участке - Прогулки - На стадионе - В бассейне - В живом уголке - В музее и на выставке в детском саду - В театральной комнате Оборудование. ПРС для организации сюжетно-ролевых игр - Презентация оборудования для организации сюжетно-ролевых игр воспитателями детских садов Материал на сайте МБДОУ д/с «Малыш» (по теме РМО) Автор презентации: Бородина Елена Владимировна, руководитель РМО воспитателей средних групп, воспитатель, педагог-психолог МБДОУ д/с «Малыш» 2012-2013 учебный год Источники: Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: МозаикаСинтез, 2010 Козлова С.А. Дошкольная педагогика/С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 Урунтаева Г.А. Детская психология – М.: Издательский центр «Академия», 2006