Ментальная карта по психологии. Ментальные карты бьюзена - ассоциативный метод активизации мышления. Применение диаграмм связей

Каждого из нас окружает море информации. И на протяжении всей жизни мы только и делаем, что чему-то учимся и генерируем новые идеи… Иногда кажется, возможности уже исчерпаны; голова забита не только «полезностями», но и ерундой; а очередной пласт важных знаний в нее попросту не поместится.

Однако есть способы подключить скрытые ресурсы своего мозга. И один из наиболее действенных - ментальная карта! Именно с ее помощью знаменитые ученые, бизнесмены, актеры в короткие сроки запоминают большой объем информации и генерируют новые идеи.

«Менталка» первая моя…

Откуда еще брать примеры, как не из собственной жизни! Впервые с ментальной картой я, сама того не ведая, столкнулась в далеком детстве. А точнее, в первом классе. Я никак не могла выучить наизусть стихотворение, которое задал учитель.

Больше двух часов повторяла незамысловатые строчки, а толку – никакого… Дело дошло до слез, и тогда вмешался папа. Он перечитал несколько раз стишок, взял лист бумаги и карандаши. И нарисовал то, что было в стихотворении. Птица, парящее в синем небе; легкая струйка пара вдали; девушка в длинном платье, шагающая по траве, и солнце… с красными елками на нем!

С тех пор эта картинка стоит в моей голове, и стихотворение Василия Жуковского вспомню, если даже проснусь среди ночи. Вот оно:

Жаворонок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!

Теперь ясно, почему на картинке моего папы деревья произрастали прямо на Солнце и были окрашены в ярко красный цвет?.. Вот и мне все стало предельно понятно. Тем более что папа ради максимальной смысловой прозрачности подписал «who is» девушка в длинном платье (сама Весна). Что за птичка порхает в небе (тот самый жаворонок). И обозначил, что птичка не просто летает, но и поет (то самое облачко, которое так часто встречаешь в комиксах, - только с нотами вместо слов).

В общем, сам того не подозревая, папа сумел освоить новый для себя метод и создать настоящую (хоть и абсолютно примитивную) «менталку», которая выполнила свою задачу на «5+»! И, кстати, использовал при этом самые правильные инструменты. Какие именно – расскажу дальше.

Ветки вам в помощь

Американцы называют «менталку» mind map, что в переводе означает «интеллектуальная карта». На мой взгляд, это название более полно характеризует данный метод обработки, структурирования и запоминания информации.

Метода mind map может пригодится в самых разных ситуациях. Конспект лекции; краткое содержание книги или кинофильма; создание «живой» презентации для деловых переговоров; фиксация очередной идеи, которая только ожидает своего воплощения в жизнь… Ситуаций, когда практически безграничные возможности mind map могут прийти на помощь, множество.

Но как выглядит среднестатистическая «карта ума»? Обычно в ее основу ложится одна-единственная тема. Ее необходимо вынести в центр листа, выделить ярким цветом, обозначить крупными буквами, заключить в замкнутый контур – одним словом, чтобы тема бросалась в глаза по максимуму. Она станет неким ядром, от которого в разные стороны расползаются «щупальца» - подтемы либо ключевые слова.

Дальше – больше. От крупных «веток» идут более тонкие «отростки». Каждое слово или мысль, ложащиеся в их основу, должны быть максимально емкими и запоминающимися. В результате мы получаем яркую схему, похожую на разросшееся дерево со множеством мелких веточек.

Mind map помогает разложить «по полочкам» практически любую тему; главное – опыт составления и чтения интеллектуальных карт. А это уже - дело наживное.

Каждому – своя карта

Примеры, выхваченные из жизни, наглядней всего демонстрируют эффективность ментальных карт. Так, моя двоюродная сестра Катя решила освоить данный метод, чтобы изучить иностранный язык и выйти замуж за жителя Германии.

Из-за того, что немецкий язык был для нее абсолютно чужд, она начинала с самого простого: пополнения словарного запаса. Для этого обозначала в центре каждой ментальной картины тему (к примеру, «продукты питания» - «LEBENSMITTEL»), и от этого ядра «простирала» в сторону стрелки. Это были «фрукты» («früchte»), «овощи, зелень» («gemüse»), мясо («fleisch) и т. д.

Естественно, что она не только обозначала наименования тех или иных продуктов либо предметов, но и рисовала их.

Эти ментальные карты Катя развешивала в разных комнатах своего дома; в офисе; где работала; возила в бардачке автомобиля. Как результат – постоянное «видение» незнакомых слов и их изображений помогло ей в максимально сжатые сроки расширить словарный запас. Данный метод помог ей и на дальнейших, более сложных этапах освоения немецкого языка.

На самом деле, конструирование ментальных карт не требует каких-либо особых навыков. Главное – следовать собственной интуиции и не копировать те mind map, которые вы видели раньше. Ведь карта, которая будет понятна одному человеку, совершенно не поможет другому. Этот метод чрезвычайно индивидуален и, если ваша цель – составление ментальных карт, не стоит звать на помощь подружку.

«Интеллектуалка» и ее особенности

Есть несколько нюансов, позволяющих создать максимально эффективную «менталку».

Вот они:

  • лист бумаги должен находиться в горизонтальном состоянии. Так мы получаем максимальное пространство, которое можно заполнить яркими образами и ключевыми словами.
  • не забывайте о картинках. Они являются основной составляющей каждой «карты ума», так как врезаются в память намного более эффективно, чем буквы или цифры.
  • конструирование ментальных карт подразумевает использование красок. Создавайте разноцветные картинки, подписывайте их карандашами разных оттенков. Чем ярче будет ваше произведение, тем быстрее и отчетливей «ляжет» в пространство памяти.
  • подписывая те или иные сюжеты, используйте разные шрифты. Данный метод только приветствует любые проявления собственного «я». Неслучайно специалисты называют составление интеллектуальных карт «графическим отображением работы мозга».
При этом очень важно избавить ментальную карту от каких либо лишних элементов. Забудьте о витиеватых рамочках, бессмысленных цветочках и сердечках. Все, что лишено информативности, но при этом перенасыщено эмоциональностью, - изгоняем из нашего интеллектуального полотна без лишних сомнений!

Зная, как сделать ментальную карту, мы экономим время, нервы и деньги. Так что берите бумагу, цветные карандаши – и вперед, метод mind map вас ждет!

Пояснительная записка

«Неграмотным в будущем будет не тот человек,

Это будет человек, который не знает,

как научиться тому, как следует учиться».

Элвин Тоффле

В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Цель данной разработки заключается в том, чтобы показать эффективность использования метода интеллект - карт для формирования УУД обучающихся на уроках литературы.

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, одно из важнейших средств формирования общественного сознания и мировоззрения людей. И в то же время чтение - удивительный мир, открывающий свои тайны всем желающим. Но с недавнего времени двери в удивительную страну книг закрыты для подрастающего поколения. Нежелание читать вызвано не отрицанием чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. Уже много лет я работаю в старших классах. И каждый раз, получая новых детей, задумываюсь, какие современные технологии, методы и приёмы использовать на своих уроках? Как привлечь внимание к программным произведениям? Как сделать так, чтобы чтение не превратилось в мучительную повинность и ребята читали с интересом? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития. Одной из педагогических задач современно школы является внедрение в учебный процесс таких методов и приемов, которые помогут не только овладеть определенными знаниями и умениями, но и развить творческие способности учащихся и сформировать читающую личность. Важная роль в этом случае отводится урокам литературы.

Опыт преподавания уроков литературы подтверждает, что эффективность обучения повышается, если на занятиях использовать инновационное обучение, в основе которого лежат современные образовательные технологии. Они привлекательны тем, что выявляют особенности развития учащихся, содействует развитию и проявлению личностных качеств учащихся, формированию его индивидуальности, способности к творческой реализации своих возможностей.

Глава 1. Ментальная карта как средство формирования читательского интереса

На своих уроках я применяю такие современные педагогические технологии, как исследовательская работа, дискуссионная технология, метод проектов. Но несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на методе интеллект - карт, который позволяет развивать креативность школьников, формировать общеучебные умения, связанные с восприятием и переработкой художественного текста.

Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте

Один из известных французских специалистов по вопросам детского чтения говорил о том, что происходит с маленьким ребенком, когда тот «читает», он рассматривает и слушает мамино чтение - альбом (так во Франции называют детские книжки-картинки). Альбом - это первая книга ребенка, которая вводит его в мир чтения, в мир книжной культуры. Но не менее важно, что альбом вводит ребенка и в мир человеческого общения. Картинки альбома воспринимаются ребенком как адресованное ему графическое послание и заставляют вступать в общение с людьми, его создавшими, с авторами альбома - художником, писателем. «Загадочность» картинки, текст (всегда минимальный) заставляет обращаться к взрослым - родителю, воспитателю, вступать в непосредственное общение по поводу альбома. При молчаливом рассматривании картинки ребенок опознает ее элементы, устанавливает связи между ними, выстраивает целостную ситуацию, т.е. он обращается к своему опыту - своим представлениям, переживаниям, происходит внутреннее общение с самим собой. Текст и картинка должны составлять гармоническое равновесие на странице, приглашая малыша к «чтению» картинки, одновременно семантическому и эстетическому. Таким образом, общение - это первое, что происходит с маленьким ребенком при чтении и первая задача, которую должно чтение решать. И только такое чтение-общение позволит ребенку в дальнейшем воспринимать автора и героя литературного произведения. Эту же задачу, на мой взгляд, выполняют ментальные карты.

Когда-то, работая в 5 -6 классах, мы все, наверное, давали задание по литературе нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам, стихам. Создавая такие иллюстрации к произведению, школьник был вынужден прочитать текст, остановиться на описании героя или его жилища, представить себе ситуацию и изложить ее на бумаге. Ментальная карта, на мой взгляд, все то же самое, но с особыми требованиями и критериями.

На первых этапах внедрения метода интеллект - карт у нас было много сложностей, не все могли понять его назначения, практическую значимость. Затем постепенно, шаг за шагом, мы начали составлять ИК, это затянуло ребят.

При самостоятельном создании интеллект - карт реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику

С помощью карты можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею. Каждый учитель литературы понимает, как важно научить ребенка умению читать. Только когда человек поймет важность чтения и книга станет для него необходимостью, мы сможем говорить о качественном образовании. Научить ребенка любить читать, получать удовольствие от самого процесса чтения и от общения с авторами произведений - главнейшая задача на сегодняшний день.

Одной из главных задач уроков литературы является развитие навыков монологической речи, но время урока ограничено. И здесь как раз выручают интеллект - карты, обладающие уникальной особенностью: они позволяют сворачивать объемную информацию, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, - хорошая опора для развития монологической речи. Интеллект - карты помогают собрать материал на одной информационной панели, увидеть общее, сфокусироваться на деталях.

Первые ИК мы составляли по биографиям поэтов и писателей, включали биографические факты, их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений. Учащиеся не очень любят составлять конспекты, а при работе над ИК не требуется много писать, её создаешь, проявляя творчество

Каким образом строилась такая работа? Ученики читали статью в учебнике, определяли основные пункты, затем составляли интеллект - карты. Сначала намечалась только структура будущей карты, на следующих уроках - завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней.

Ментальные карты нельзя составить при беглом чтении произведения. Нужно вдумчивое чтение, направленное на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. ИК концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается анализом, извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения.

Одной из задач данного метода является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста, т.е. ученик при необходимости повторно перечитывает части текста, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно ИК, на мой взгляд, учит бережному отношению к художественному тексту.

Глава 2. Как создаются наши карты. (Памятка для детей)

1. Возьмите чистый лист бумаги размера А4 или больше.
Чистый лист бумаги предоставляет 100º свободу для выражения всего разнообразия ваших умственных способностей.

2. Используйте горизонтальное положение бумаги. Так будет больше места для слов и изображений в том направлении, как мы пишем, и они не так быстро натолкнутся на край бумаги.

3. Начните с центра. Мысли зарождаются в центре нашего интеллектуального мира. Карта памяти отображает это.

4. Создайте центральный образ, который отображает тему, о которой вы пишете/размышляете. При этом

  1. Используйте минимум три цвета (синий-центр, красный, зеленый).
  2. Размер центрального рисунка должен быть достаточно большим, примерно 5 см в ширину и высоту (пропорционально больше для большей бумаги).
  3. Не используйте рамку, позвольте образу самому задать себе форму
  4. Картинка стоит тысячи слов. Она открывает простор для ассоциаций, фокусирует мысли.
  5. Цвета стимулируют активность воображения в правом полушарии головного мозга, а также захватывают и удерживают внимание
  6. Подобный размер рисунка оставляет много места для остальной карты памяти.
  7. Уникальная форма делает ее более запоминающейся и приятной.

5. Главные темы вокруг центрального рисунка, как заголовки в книге.

Напишите это слово ЗАГЛАВНЫМИ буквами или нарисуйте изображение.
Разместите их на линиях одинаковой со словом длины.
Центральные линии - толстые, изогнутые и органические, как ваша рука, присоединяющаяся к телу, или ветка дерева - к столбу.
Присоединяйте ветви прямо к центральному изображению.

Главные темы, присоединенные к центральному образу на основных ветвях, позволяют увидеть их относительную важность. Это Основные Организующие Идеи, именно они будут собирать в единое целое (составлять) и фокусировать остальную карту.

Выделение основных слов заглавными буквами позволяет мозгу сфотографировать их изображение, и они легче читаются и вызывают моментальную активизацию в памяти (воспоминание).
Длина слова равна длине строки. Лишние линии разобщают мысли, длина делает акцент на связи.
Изогнутые линии придают визуальный ритм и разнообразие, и таким образом их легче запомнить, более приятно рисовать и менее скучно на них смотреть. Более толстые центральные линии отображают относительную важность.
Ветви присоединены к центральному образу, потому что мозг работает по принципу ассоциаций, а не по отдельным, разобщенным линиям.

6. Начните добавлять второй уровень мыслей. Эти слова или изображения связаны с основной веткой, которая запустила их. Помните:

Соединяющие линии более тонкие
Слова по-прежнему написаны, но в меньшем размере
Ваши изначальные слова и образы стимулируют ассоциации. Прикрепите любое слово или образ, который появился. Позвольте свободное течение ваших мыслей. Вам не обязательно «закончить» одну ветвь перед тем, как перейти к другой.
Соединенные линии создают отношения и структуру. Они также отображают уровень важности, как от ветви к прутику.
Размер и стиль написания букв также предоставляют дополнительные данные о значении и важности слова или изображения

7. Добавьте третий или четвертый уровень данных, по ходу того, как мысли посещают вас.

Используйте как можно больше изображений, вместо того, чтобы просто писать слова
Позвольте своим мыслям свободно приходить, «прыгайте» по карте, по мере того, как возникают новые ассоциации

Ваш мозг - как многорукий ловец мыслей. Карта памяти позволяет вам поймать и зафиксировать любую мысль, которая была заброшена вашим мозгом.

8. Добавьте новое измерение в своей карте памяти, придайте глубины слову или изображению с помощью рамок, ч тобы сделать заметными определенные важные моменты.

9. Иногда можно отделить ветви карты с помощью цветного контура.

Выделите форму ветки, плотно ее придерживаясь
Используйте разные стили и цвета

10. Делайте каждую карту все более

Красивой
Артистичной
Красочной
Оригинальной и
Пространственной
Ваша карта будет привлекать ваши глаза и мозг
Ее будет проще запомнить
Она будет более привлекательна для вас (и для других тоже)

11. Творите!

Чем индивидуальнее ваша ментальная карта , тем лучше. Ведь именно ваше личное мышление его осмысляет.

Глава 3. Ментальные карты на уроках литературы.

Ментальные карты на уроках литературы можно использовать при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов, контроле. Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения материала. Читая книгу, можно составить ее краткий конспект, отметив ключевые моменты и сохранив заинтересовавшие цитаты. На уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей. Например,

при изучении и анализе творчества писателя ментальная карта составляется по следующему плану: в центре - имя писателя, даты жизни, ветви - основные этапы творчества, литературное направление, ключевые темы творчества, образы, критика;

художественного произведения: в центре - автор и название произведения, год создания, ветви - жанр, герои, сюжет, смысл (идея и тема произведения);

литературоведческих понятий: в центре - термин, ветви - определение, история возникновения;

литературных течений: в центре - название, ветви - определение, время и место зарождения, характерные черты, представители.

Одним из важнейших навыков, способствующих успешности ребенка, на мой взгляд, является навык осознанного чтения. Сегодняшний школьник в силу определенных причин не хочет читать произведения школьной программы, хотя при подготовке к декабрьскому сочинению с удовлетворением отметила, как много читают мои одиннадцатиклассники, но, к сожалению, все больше зарубежную литературу. Поэтому мне как учителю литературы было важно заинтересовать ребенка, показать ему, что классическая русская литература не менее интересна. На мой взгляд, особенно тяжело даются ребятам для чтения и анализа объемные произведения. Например, при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» за месяц давалось задание составить ИК, включая в нее основные этапы жизни главных героев романа. Я считаю, что необходимо научить детей видеть за художественным словом литературного героя, его мысли, сомнения, поступки. И тогда он станет «живым», понятным, интересным. «Скучная» классика оживает в ментальной карте. (Приложение)

С чего мы начинали работу? Давались предварительные задания:

1.Отмечаем выбранный образ в середине листа бумаги, например,

«Наташа Ростова»

2. Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы, например,

«Чувство» - Болконский, Курагин, Безухов, Друбецкой

«Семья» - родители, Николай, Петя, Соня, Вера.

«Черты характера » и т.д.

3. Разбираем слова-ассоциации, группируем по смыслу.

4. Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые предложения к словам-ассоциациям.

5. Отмечаем основной образ, добавляем ветви - основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов.

6. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.

7. Оживляем карту рисунками, символами, ключевыми словами, словосочетаниями.

В течение месяца велась консультация, давались рекомендации. Итог превзошел все ожидания. Я твердо уверена, не прочитав роман, таких интересных карт мои дети составить не смогли бы. После того, как интеллект - карты были готовы, каждая группа должна была представить свою работу и проанализировать работы других групп, дать оценку.

Так учащиеся незаметно для себя обучались анализировать, классифицировать, систематизировать, структурировать информацию, переводить из текстового формата в графический, связывать ее между собой. Кроме этого дети учились сотрудничать: слушать, поддерживать, оценивать и корректировать друг друга. А самое главное, детей заинтересовал роман, читали даже те, кто говорил, что произведение скучное и сложное для восприятия. С удовлетворением отметила, что в этом году на итоговом сочинении многие мои ученики привлекали для примера «Войну и мир». Значит, такую работу можно и нужно продолжать.

Умение читать - это способность понять, воспроизвести, истолковать и оценить художественное произведение в целом и каждое слово. Описанный метод ИК развивает читательский интерес у учащихся, позволяет более детально рассмотреть художественный текст. Данный метод гибко вписывается в рамки устоявшихся методик. Практическая реализация ментальных карт показывает значительный рост интереса учащихся к литературным произведениям, активизации мыслительной деятельности и как следствие общий рост эстетического и интеллектуального образования.

Результаты применения ментальной карты:

экономия времени на конспект;
концентрация внимания на важных моментах;
визуально четкие ассоциации;
повышение мотивации, качества знаний;
развитие предметных и коммуникативных компетенций, творческих способностей;
активизация деятельности;
корректировка знаний учащихся;

Заключение

С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её, поэтому по возможности нужно использовать интеллект - карты при повторении пройденного материала, при изучении нового, при проверке изученного, т.е. практически на всех этапах урока. Чем хороши ментальные карты на уроке литературы? Всё произведение с многочисленными персонажами и проблемами можно окинуть одним взглядом, наглядно разложить «по полочкам», показать взаимосвязь между героями, событиями. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Технология обучения на уроках литературы через создание ментальных карт имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно. Ученики должны почувствовать её преимущество, а на это нужно время.

“Если не ломать мозгов - наломаешь дров”

Существуют десятки, а может и сотни методов по “прокачке” своего мозга, ведь он таит в себе многие возможности, доступ к которым нам зачастую ограничен. “Ешьте горький шоколад”, “Вешайте стикеры по всему дому”, “Начинайте с самых важных дел” и многие другие советы можно отыскать в интернете, суть которых сводится к одному - подтолкнуть наш мозг к быстрой работе, запустить его на полную катушку или даже “обмануть”. И все для получения максимальной выгоды - выполнить много дел, запомнить побольше информации, победить лень и прочее. Человек всегда пытался выжать максимум своих возможностей.

В 80-х годах ХХ века был придуман еще один такой способ - технология Mind Mapping или использование ментальных карт. И как показывает практика, метод далеко не худший, и заслуживающий внимания.

В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:

Для тех, кто любит больше слушать, чем читать - мой интересный (надеюсь) доклад на GetDev :

Что такое ментальная карта?

Что это за технология?
“В этом мире, чтобы стоять на месте, нужно бежать”

Использование ментальных карт - техника визуализации мышления, с помощью которой можно лучше и эффективнее обработать некоторую информацию. У ментальных карт есть много разных названий:

Технология широко применяется для многих целей:

  • Фиксация информации. Ментальные карты - удобная форма записи данных, позволяющая даже при большом объеме представить ее в емкой форме.
  • Запоминание информации. Когда записываешь что-то в удобной легкой форме, это автоматически откладывается в голове.
  • Легкий доступ к информации. Данные, записанные в виде ментальных карт, легко вспомнить, даже бросив на них лишь один взгляд.
  • Анализ информации. Ментальная карта построена таким образом, что позволяет увидеть ранее не замеченные связи между ее частями, мелкие неучтенные детали, что бывает очень ценно при принятии решений. Также с ее помощью можно окинуть всю информацию в целом, комплексно, что в целом помогает разобраться в теме и лучше понять эти данные.

Ментальные карты помогают легко оперировать с информацией, что делает их очень полезными во многих областях нашей жизни:

Зачем ее применять?


“Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды.
Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды”

Ментальные карты помогают при работе с какими-либо данными, улучшают способности мозга по восприятию информации, но почему?

Первая причина кроется в самом построении карты - она изображается в радиальном виде, ключевой образ находится в центре, и от него расходятся дальнейшие ветви. Это упрощает подачу информации в мозг - ведь мы тоже видим окружающий нас мир в целом - центральный образ и детали вокруг него.

Вторая причина тоже кроется в обработке информации нашим мозгом - визуализация в целом улучшает восприятие . Слова с картинками мы запоминаем в 6 раз лучше, чем просто слова.

При построении ментальной карты активизируются различные способности нашего мышления . При составлении ветвей и ключевых слов мы используем иерархии, для картинок - визуализации и ассоциативное мышление, в целом используется пространственно-образное мышление. Все это активизирует память и позволяет запомнить как структуру данных, так и их важные аспекты, поэтому использование ментальных карт улучшает запоминание информации примерно на 32% .

Так как мы используем различные способности мышления для построения ментальных карт, такие как творчество, логика, воображение , все они развиваются и улучшаются в процессе .

Поскольку ментальные карты отображают всю картину в целом, это позволяет установить все взаимосвязи между объектами, даже если изначально они были не так очевидны. В свою очередь, это приводит к появлению новой точки зрения на информацию, а также новых идей и мыслей. Структура и логика данных становятся более “прозрачными”, легкими для понимания и запоминания.

Еще одним неоспоримым аргументом в пользу использования ментальных карт является то, что научиться этой технике очень легко , а запомнить информацию с ее помощью можно сразу, в большом количестве и весьма эффективно. Писать при этом приходится мало, что значительно экономит время .

В чем отличия от обычных записей?
“Ясность дает фокус”

Линейная запись - основная форма записи информации, которой мы пользуемся в школе, университете, работе, и во многих многих учреждениях. Она используется в инструкциях, книгах, плакатах и вообще везде. Поэтому использование такой формы кажется логичным, удобным и правильным.

Но может быть дело лишь в привычке? Между линейными записями и ментальными картами есть некоторые отличия, из-за которых, возможно, стоит изменить свои привычки.

  • Всю структуру вертикальной текстовой информации целиком довольно тяжело увидеть , и чтобы просмотреть все, возможно потребуются дополнительные действия, такие как перелистывание или скроллирование страницы. А карты строятся по круговому принципу, и одним взглядом можно охватить взглядом все, что изображено.
  • Линейный список “психологически” не завершен , он может быть продолжен, что не дает нам целостно воспринимать его. Законченная карта имеет все элементы на своем месте, она продумана, скомпонована и целостна.
  • Наш мозг не лучшим образом запоминает монотонные записи , в отличии от разнообразных картинок, разноцветных ветвей и красочно оформленных ключевых слов.

  • В обычных записях довольно трудно выделить самую главную мысль , она теряется в многочисленных списках, выделенных и подчеркнутых словах. На ментальной карте главный объект исследования всегда в центре, и именно от него расходятся второстепенные ветви и дополнительная информация.

  • Так как при построении ментальной карты мы используем визуализации, используется правое полушарие мозга, отвечающее за эстетику и обдумывание проблемы в целом. Именно за счет этого мы можем обдумать изображенное на карте с разных сторон. При линейных записях такое задействование правого полушария мозга минимально .

  • Линейные записи отнимают много времени , ведь человек от руки пишет не очень быстро. Приходится сокращать слова, не всегда они написаны понятно, и это идет в ущерб качеству записей.

Популярны ли ментальные карты?

Кто придумал ментальные карты?

Аналоги различных диаграмм связей использовались с достаточно ранних времен, но создателем современной методики ментальных карт, такой, какой мы ее знаем сейчас, является Тони Бьюзен - английский психолог, автор и соавтор более 80 книг, самые известными из которых считаются “Супермышление” и “Научите себя думать”. Первая книга, описывающая технику ментальных карт, вышла в 1974 году - “Работай головой”.
“В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая направила меня в отдел медицинской литературы!

Когда я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них в библиотеке, по-видимому, нет.

Я вышел в полном изумлении.

Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой.Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!

Логическим следствием обеих возможных в той ситуации стратегий действия являлся, как представлялось мне, тупик. Стань я прилагать меньше усилий, в разряд не усвоенной попадает масса важной информации, и, как следствие, провал на экзамене. Продолжи я с еще большим упорством, - конспектируя более подробно и тратя на это все больше времени, - результатом явилась бы все та же обращенная вниз спираль успеха.

Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности, - осознание этого и привело меня в библиотеку.

Когда я вышел из нее в тот день, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, пришлась кстати. Поскольку таких книг еще не написано, я ступил на заповедную территорию, где есть подлинный простор для пытливого ума.”

Используют ли их в мире?
Со временем, целесообразность той или иной методики всегда определяется количеством людей, которые ей пользуются. Со времен выхода первого описания методики прошло уже более 40 лет, но тем не менее техника ментальных карт живет, развивается, и, что главное, используется. Обратимся к Google Trends:

В целом, mind mapping - стабильно использующийся запрос за последние 11 лет. Странами с наибольшим количеством таких запросов внезапно оказались Индонезия и Таиланд. Совсем другая статистика в России. Только в 2011 году эта методика начала пользоваться интересом в нашей стране:

Почему люди не используют их повсеместно?
Как и у всего в нашем мире, у техники ментальных карт тоже есть недостатки:
  • Сложные, комплексные положения вещей упрощаются , а многие детали крайне обобщаются . Создается видимость порядка там, где его и нет. Иногда это полезно, но иногда это лишь создает иллюзию подконтрольности ситуации, иллюзию общего понимания проблемы и отсутствия сложных скрытых взаимосвязей.

  • Поскольку при построении карт используются картинки, включается ассоциативное мышление. Но ассоциации - динамичные штуки, изменяются и трансформируются со временем, и то, что вызывало полгода назад у нас одну ассоциацию, не вызывает сейчас точно такую же. Такие картинки направляют поток мыслей при прочтении карты совсем не ту сторону, как изначально планировалось. “Ложные” ассоциации в итоге замедляют понимание данных на карте.

  • Ментальная карта является отражением чьего-либо мышления, либо одного человека-составителя, либо группы таких людей, поэтому карты чаще всего сугубо индивидуальны . Если карту дать прочитать другому человеку, может случится так, что он либо не поймет некоторые детали, либо, что еще хуже, неверно их воспримет.
  • При обработке больших или сложных данных при построении карты, может получится сложная картинка , со множественными делениями, с огромных количеством связей, ветвей и ключевых слов. Эффективность такой ментальной карты падает в разы.

Это одни из причин, почему техника ментальных карт до сих пор не вытеснила линейные записи. Но есть и мнимые недостатки, которые лежат на пути применения этой методики:

  • Незнание о технике . Популярность ментальных карт еще не достигла такого масштаба, чтобы о них знал каждый.
  • Мнение “Я не умею рисовать” . Многие считают, что это является серьезным препятствием для построения карты, но на самом деле такое умение и не требуется. Тем более, существует простое упражнение, помогающее доказать, что минимальный набор символов может рисовать каждый. Попробуйте:

  • Убеждение, что это детская забава и настоящему профессионалу она не к чему. На самом деле, каждый уважающий себя профессионал имеет свой набор различных инструментов для достижения целей: визуализации, планирование, тайм-менеджмент и другие. А то, что ментальными картами пользуются многие во всем мире, является показателем эффективности этого инструмента.
  • Ментальные карты дольше делать , чем линейные записи. Поначалу, на первых порах применения этой техники, это действительно будет так - как и при обучении любому новому делу. Но в дальнейшем карты будут щелкаться как орешки, намного быстрее обычных заметок.
  • Убеждение “Я думаю линейно” и “Всю жизнь пользуюсь линейными заметками, и нормально”. Да, линейные записи плотно входят в нашу жизнь начиная лет с семи, и дальше намного удобнее и привычнее использовать именно их, даже в своих размышлениях. Но не является ли это просто привычкой? И если другие методики дают большую эффективность, то почему не попробовать их?
  • Мнение “Ментальные карты нельзя применить для повседневных задач ”. Напротив, это методика применяется для всех сфер жизни, где требуется принятие решений, какие-либо списки, анализ чего-либо. Сюда входит практически любая область из нашей повседневной жизни.

Как создать ментальную карту?

“Всякий художник был поначалу любителем”

Для построения ментальных карт достаточно следовать определенным несложным принципам. Попробуем для примера составить ментальную карту для всей это статьи.

Для начала нужно чистая горизонтально повернутая область, например лист, доска, планшет, телефон, или рабочая область в графических редакторах. Чем больше данных вы будете обрабатывать, тем большая рабочая область вам понадобится. Я буду делать свой пример с помощью онлайн-редактора ментальных карт.

В центре рабочего пространства опишите образ проблемы, задачи или области знания. В нашем случае - это статья про ментальные карты.

Не забывайте использовать рисунки и символы там, где это возможно. Это сделает карту более яркой и красочной, и как следствие - более запоминающейся.

От центрального образа проложим толстые структурные ветви, главные подразделы нашей статьи. Рекомендуется использовать разные цвета для ключевых ветвей и слов, а также красочно оформлять их. Поскольку я люблю минимализм, немного отойду от правил.

Но ничего не мешает мне оформить главные подразделы соответствующими картинками. Также допишем ветви следующего уровня. Необходимо помнить, что на одной ветви должно быть только одно слово. Это позволяет не перегружать карту, а в процессе придумывания этого одного слова, мы может выделить суть материала.

Размер и толщина букв на ветвях варьируются в зависимости от удаленности от центрального образа. Чем дальше - тем меньше. Если между деталями на карте есть взаимосвязь - не забудьте показать ее. Дополним наш пример остальными ветвями и связями.

Вот и получилась готовая ментальная карта. Не самая красочная из-за моей любви к минимализму, но весьма информативная.

Это отличный способ создать подробный перечень задач для проекта. Вместо записи перечня действий списком, в линейном, пошаговом формате, используется двумерная (часто цветная) диаграмма, которая представляет мысли, идеи и планы нелинейным образом. Это и называется интеллект карты (ментальные карты, карты ума, mind map).

Вот примеры того, как это может выглядеть.

Ментальная карта примеры



В составлении карты ума принимают участие оба полушария головного мозга. В результате получается мощный инструмент для планирования, организации и коммуникации в ходе подготовки долгосрочного проекта.

С mind map и вы также можете объективно оценить свои навыки, способности и имеющиеся ресурсы. Все, что вы можете сделать для организации рабочей стратегии, приближает вас к своевременному завершению проекта.

Создание интеллект карты — не такая уж сложная задача.

Как сделать ментальную карту

Вот простой план из семи пунктов, как сделать ментальную карту:

1. Планирование времени в mind map.

Отведите 30-45 минут в день для каждого крупного проекта. Не обязательно жестко закреплять временные рамки, ведь одни проекты требуют минимального количества времени, а другие требуют обдумывания многих параметров. Основное правило — выделять не менее получаса в день для каждого проекта.

2. Задайте четыре ключевых вопроса.

Создание интеллект карты начинается с глубокого понимания каждого из ваших проектов. Начните с четырех вопросов:

Какие действия нужны для достижения основной цели?

Каковы мои текущие преимущества и ресурсы?

Какие есть препятствия на пути к успеху?

Какие дополнительные навыки мне нужно развивать для достижения главной

Вспомните ваш прошлый опыт с аналогичными проектами. Проанализируйте свои успехи и неудачи. Используйте эту информацию при создании интеллект карты.

3. Создание интеллект карты.

Возьмите лист ватмана (или используйте программное обеспечение, речь о котором пойдет ниже). Для начала возьмите ватман обычной бумаге, потому что там достаточно места для записи всего, что необходимо для проработки проекта.

В общем, когда вы приготовили все инструменты, начинайте составление интеллект карты.

Вот несколько способов, чтобы наметить свои идеи:

Используйте ключевые слова, линии, цвета и изображения для выражения своих идей. Ментальная карта — визуальное выражение взаимосвязанной информации, которую легко рассмотреть и вспомнить. Ваш мозг работает ассоциативно, поэтому отображенная нелинейным образом информация поможет определить конкретные действия, которые необходимо выполнить.

Развивайте ваши идеи естественным образом. Начните с простого выражения вашей идеи в одно предложение. Расположите его в центре диаграммы и расположите вокруг вспомогательные блоки, включающие мини-проекты/идеи, необходимые к завершению в рамках проекта.

Используйте соответствующие ключевые слова/изображения для каждого блока.

Ключевые слова записывайте строчными буквами — так их легче запомнить.

Главный блок связан с дополнительными блоками с помощью линий. Используйте разные цвета для выделения различных тем и ассоциаций.

Используйте стрелки, чтобы детально разработать каждую идею. От каждого дополнительного блока проведите стрелки, которые разветвляются.

Используйте стрелку, чтобы объяснить, что нужно сделать. Вы можете добавлять новые идеи и действия по мере развития проекта. Это плавающая диаграмма, поэтому вы можете добавлять или удалять пункты в ходе работы над проектом.

4. Идентификация проблем.

Важная часть mind map — в идентификации проблем, препятствующих успеху.

Есть три основных типа проблем:

1. Препятствие, связанное с истинным результатом проекта.

Проект должен быть совместимым с вашими долгосрочными планами или действительно важной для вас работой. Если они будут конфликтовать, вы вряд ли достигнете успеха.

Например, если вы реализуете проект для того, чтобы кому-то угодить, у вас не будет внутренней мотивации, достаточной для ежедневной работы над таким проектом. Мой совет — избегайте проектов, которые только лишь похожи на то, что вы должны сделать.

2. Страхи.

Страх неудачи, неуверенность в себе, дефицит доверия и другие страхи могут сдерживать вас в осуществлении последовательных действий.

Выделите страхам определенную область на mind map. Определите время на обдумывание «сдерживающих факторов». Затем придумайте несколько возможных решений. Скорее всего вы обнаружите, что преодолеть страх не тяжело — как только поймете причину своих ощущений.

3. Контрольно-пропускные пункты.

Иногда внешние факторы могут мешать завершению проекта. Когда это происходит, важно идентифицировать фактическую проблему. Просто рассмотрите каждый такой фактор и подумайте, как вы отреагируете, если с ним столкнетесь.

5. Избегайте цензуры в свой адрес.

Записывайте идеи, как только они появятся — не пытаясь обдумывать или анализировать их. Конечно, некоторые из них могут казаться неважными, однако они могут натолкнуть вас на последующие мысли, которые окажут удивительный эффект на осуществление вашего проекта. Позвольте себе осуществить каждую идею.

Поместите каждую их них в блоки и под-блоки, и с них затем начинайте работу над проектом.

6. Сегментируйте интеллект карты.

Наш мозг наиболее эффективно работает во время пяти- или семи- минутных всплесков мозговой активности. Во время этих всплесков вы можете захватить максимум идей и записать их быстро с помощью ключевых слов, символов, образов и цветов. После сделайте перерыв на несколько минут и снова вернитесь к диаграмме.

Повторите так достаточное количество раз, чтобы убедиться, что вы достаточно полно проработали каждую из возможных идей.

7. Превратите mind map в планы действий.

После мозговой атаки превратите ваши идеи в списки конкретных действий. Об этом Вы сможете более подробно узнать в статье «Как все успевать и чувствовать себя полным сил и энергии ». Просто продумайте, какие задачи должны быть завершены в хронологическом порядке, затем запланируйте их в своем календаре для контроля сроков исполнения.

Это — действительно все, что нужно вам для создания карт. Это простое упражнение, которое занимает всего 30 минут. Сделайте это для всех пяти целей, генерируйте лавины идей с помощью этого многомерного процесса.

Ресурсы для создания карт. Ментальные карты программы.

Вот несколько инструментов, которые вы можете использовать для этого процесса:

1. iMindMap – англоязычное программное обеспечение, разработанное Тони Бузаном, которого многие считают изобретателем техники mind map. Эта программа имеет несколько иной подход к созданию mind map, чем другие программы.

iMindMap — платный продукт, но вы можете использовать его семидневную демо-версию.

2. FreeMind — англоязычная программа, использующая java-скрипт, с обширной поддержкой Wiki, которая объясняет, как пользоваться приложением, создавать собственные сочетания клавиш и максимизировать опыт создания интеллект карты.

Приветствую всех читателей сайт. С вами как всегда Екатерина Калмыкова. И сразу у меня к вам вопрос: систематизируете ли вы свои мысли и если да – то как? Есть ли у вас какой-то способ наводить порядок в голове? У меня есть - я использую ментальные карты. И в этой статье я поделюсь с вами своим опытом по их составлению и покажу свои примеры интеллект карты.

Понятие ментальной карты


Нарисованный мной пример достаточно прост и нагляден. Обычно схема выглядит гораздо разветвленнее, так как может фиксировать огромное количество связей между предметами.

Благодаря использованию таких карт человек лучше и легче воспринимает большой объем информации, потому что нашему мозгу тяжело воспринимать информацию в виде простыни текста или кучи таблиц. Намного проще если та же самая информация будет представлена в визуальной форме, которая разбавляется цветом, дополняется рисунками и основана на ассоциациях.

Преимущества использования ментальных карт

1. Отличные помощники в освоении нового материала. Процесс происходит намного быстрее, веселее и эффективнее.

2. Супер планировщики. С ними очень легко составить план на день, написать список задач, выделить самые важные пункты и т.д.

3. Хранилище мыслей. Записывайте все, что приходит вам в голову при работе с картой. Как правило, ваш мозг посылает вам интересную и полезную информацию касательно той задачи или идеи, которую вы визуализируете.

4. Замечательная напоминалка. Здесь нельзя не вспомнить русскую пословицу «что написано пером, того не вырубишь топором». Что внесено на карту, то сложно будет проигнорировать. Значит вероятность исполнения задачи намного выше.

5. Интеллект-карты подходят для больших проектов, за которые первоначально страшно браться. Но как только вы начинаете визуализировать, все раскладывается по полочкам. Весь мега проект как клубок постепенно разматывается, и перед вами возникает упорядоченная карта последовательных действий.

Как создать ментальные карты

Я бы выделила два способа создания ментальных карт (mind maps): ручной и программный.

Для ручного способа вам достаточно взять бумажный лист, лучше альбомный, ручки, карандаши, фломастеры.

Программный способ — это использование компьютерных программ. Рассматривая оба способа, можно заметить, что у них есть как свои плюсы, так и минусы. Используя определенную программу, вы с легкостью можете исправить свою mind map, что-то в ней изменить и вам не придется перерисовывать ее полностью.

Также гораздо удобнее носить ментальную карту на электронном носителе нежели альбомный лист. Минусом работы в программе является ее шаблонность, ограничения в рисовании и визуальном выражении своих мыслей.

Программы для создания ментальных карт

Программы перечисленные ниже с легкостью можно найти в Интернете, при этом обратите внимание они бывают как платными, так и бесплатными. Поэтому выбирайте себе помощника по нраву.

Я выделю следующие:

— Mindmeister. Как работать в этой программе и примеры карт можно посмотреть .

— FreeMind. Я достаточно часто использую именно эту программу. В ней просто и быстро можно создать карту памяти. Подробнее о работе в программе читайте в статье.

Правила создания ментальных карт

При создании ментальных карт необходимо придерживаться нескольких простых правил.

  1. Используйте одну ментальную карту для выражения мыслей или идей по одной тематике.
  2. Лучше всего располагать лист горизонтально (будь то бумажный лист или лист на мониторе компьютера), так как глаз человека именно так лучше всего воспринимает информацию. Вспомните как располагается информация в телевизоре, на классной доске в школе или на мониторе.
  3. В центр, как правило, помещается главный предмет (задача, идея), который постепенно обрастает логическими связями и взаимосвязанными веточками. Это могут быть цели, подцели, пункты, подпункты и т.д.
  4. Все связи желательно выделять разными цветами, использовать значки, символы, картинки. Таким образом вы оформляете все визуально, используя свои ассоциации. Все графические элементы помогают изобразить понятную ментальную карту. Здесь важно не перестараться. Карта должна упростить восприятие представленной информации, а не наоборот. Ментальная карта должна получиться яркой и выразительной, но в то же время простой.

Где можно использовать с помощью интеллект-карты

На мой взгляд, интеллект-карты можно использовать в разных областях деятельности. Майндмэппинг полезен многим категориям: руководителям, сотрудникам любой компании, учителям, журналистам и т.д. Помимо этого, его можно использовать и в нашей повседневной жизни для решения бытовых задач.

Можно выделить следующие области применения:

1. Разноплановые задания на работе. Проекты, целью которых является разработка, внедрение чего-либо. Различные организационные мероприятия.

2. Проекты в своей личной жизни. С помощью интеллект-карт можно спланировать организацию банкета, планирование отпуска или выезд на дачу))

3. Списки задач.

4. Организационные структуры компаний и организаций.

5. Проектирование структуры сайтов, интерфейсов программ.

6. Структурирование текстов. Делать содержание, план выступления, повестку доклада.

7. Презентации в виде интеллект-карты.

8. Конспектирование лекции

Ошибки при использовании ментальных карт

Когда вы будете в первый раз создавать ментальную карту, обратите внимание на самые распространённые ошибки, возникающие при работе:

  1. Слишком сложная и сильноветвистая ментальная карта. Такая карта только запутает, а не разъяснит все.
  2. Одинаковые рисунки и цвета для различных ветвей.
  3. Отсутствие картинок и иконок
  4. Двусмысленность и хаотичность. Все элементы должны быть взаимосвязаны

На самом деле, я давно знакома с ментальными картами. Просто не знала про существование определенных программ и научного понятия. Всегда в институте на лекциях, чтобы все успеть записать и запомнить, я рисовала только мне понятные кружки, стрелки, фигуры. Это и были мои mind maps, которые помогли мне закончить институт с красным дипломом. Сейчас же будучи уже не студентом я активно использую ментальные карты в повседневной своей работе. Очень часто использую интеллект-карту перед написанием статьи на блог.

Наверняка, и вы используете нечто подобное?

Надеюсь после прочтения статьи вы сможете облегчить себе составление интеллект-карт: выбирайте наиболее удобную вам в работе программу и вперед!

И еще хочу познакомить вас с крутецкой книгой Х.Мюллер «Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей». Очень интересная и полезная книга. Скачивайте, изучайте и применяйте на практике! Скачать ЗДЕСЬ!

Не забывайте: лучшая благодарность мне — это репост статьи 🙂

С уважением, Екатерина Калмыкова