Правила д игр найди друзей. Игры для дошкольников на сплочение группы. "Моя любимая игрушка"

Придумывать игры – занятие не менее увлекательное, чем играть в них. И если создавалась игра без увлечения, то и играть в нее придется так же. Это относится и к взрослым, и к детям, которые, правда, все реже изобретают новые игры, предпочитая готовый «ассортимент», предоставляемый игровой индустрией взрослых. В итоге из игры выпадает главное – авторская позиция. Что касается взрослых, то их сегодня приходится учить не только создавать игры – просто играть. Исследования показывают, что играть в массе не умеют не только родители, но и воспитатели. Не умеют и не хотят, не видя в этом смысла. Вернуть этот смысл (который был очевиден для большинства наших мам и пап, не говоря уже о бабушках и дедушках!) можно через ворота творчества – творение игры. Для взрослых это – не только увлекательное занятие, но и серьезная педагогическая задача. От этого, впрочем, не менее увлекающая

Создание авторской игры – дело серьезное и в то же время очень увлекательное. Мы разработали своеобразный алгоритм создания игры, благодаря которому в нашем детском саду появились свои собственные игры для детей и их родителей.

Последовательность работы была следующей:

  • анализ возрастных задач;
  • определение проблем, которые испытывают большинство детей при освоении общеобразовательной программы;
  • выявление их интересов;
  • определение темы игры;
  • изучение материалов по проблеме;
  • выбор и конкретизация задач;
  • разработка заданий, правил и описания игры;
  • разработка макета и создание игры, обучение игре родителей и детей;
  • использование и создание новых вариантов.

Определить тему игры можно двумя способами:

  1. Исходя из выявленных проблем у большинства воспитанников группы ДОУ
  2. Исходя из интересов, предпочтений воспитанников

Мы разработали игры «Найди друзей» (помогает освоить общеобразовательную программу) и «Юный конструктор» (дети очень любят конструировать). Игры также помогают развивать речь (в детском саду работают группы для детей с общим недоразвитием речи). Изначально предполагалось, что играть с детьми будут родители, поэтому были организованы семейные консультации. Однако оказалось, что не только родители, но и педагоги детского сада оценили новые игры и включили их в свою работу. Ну а дети старшего возраста играют в них самостоятельно.

Игры в детском саду: НАЙДИ ДРУЗЕЙ

Материалы:

  • игровое двухстороннее поле из картона размером 42×30 см, разделенное на квадраты 5×5 см, в которых изображены различные предметы окружающего мира и объекты природы (посуда, бытовая техника, мебель, растения, насекомые и др.);
  • два комплекта кубиков (зеленые и красные), на гранях которых схематично изображены 18 признаков этих предметов и объектов (форма, цвет, величина и другие), при этом признаки на кубиках зеленого цвета дублируют те, которые изображены на кубиках красного цвета;
  • карточки-запреты в виде перечеркнутых квадратов 5×5 см белого цвета;
  • медали «Знайки» (любые поощрительные флаеры).

Условия игры

Для успешной игры необходимо научить детей «читать» схемы признаков объектов. Признак может быть определен как по отношению к объекту в целом, так и к его частям. Например, в игре выпадает грань с признаком «материал». Игрок находит на игровом поле два объекта, которые могли бы быть «друзьями» по данному признаку, и объясняет: «Куртка и дверь – “друзья”, потому что ручка у двери металлическая (часть) и молния на куртке – тоже».

Вариант № 1 (возраст 3–7 лет)

Материалы:

  • комплект кубиков зеленого цвета,
  • медали «Знайки»,
  • игровое поле.

Ведущий бросает кубик, называет признак, изображенный на верхней грани, и дает задание: «Найди два предмета на игровом поле, которые могут быть “друзьями”, и объясни, почему ты так думаешь». (Игрок находит два предмета со сходными признаками.)

В случае выпадения признака «Форма» ответы могут звучать так: «Шар и мяч – “друзья”, потому что они круглые»; «Стол и картина – “друзья”, так как столешница у стола и рама картины – прямоугольной формы»; «Пирамидка и ель – “друзья”, так они похожи на треугольник».

В случае выпадения признака «Размер» рекомендуется сравнивать объекты (или части их) по высоте, длине, ширине. За каждый правильный ответ игроки получают медали «Знайки». Тот, кто не нашел «друзей» по данному признаку, пропускает ход. Победителем становится тот, кто набрал наибольшее количество «Знаек».

Вариант № 2 (возраст 5–7 лет)

В игру вводятся карточки-запреты. По ходу игры ведущий закрывает знаком изображения выбранных детьми объектов. В этом случае варианты выбора ограничены. Если количество объектов сократилось до 4–6 и игроки не могут выделить их сходные признаки, можно предложить детям объединить объекты по любому признаку.

Вариант № 3 (возраст 4–7 лет)

В игре используются оба комплекта кубиков (красного и зеленого цветов), игровое поле, медали «Знайки».

Ведущий одновременно бросает по одному кубику из каждого комплекта (один зеленый и один красный). Взрослый или ребенок «читает» схемы на верхних гранях кубиков и дает задание: «Найди на игровом поле два предмета, которые могут быть “друзьями” по двум признакам, и объясни свой выбор».

Например, если выпали признаки «Форма» и «Рукотворный», объединить их можно так: «Машина и мяч – “друзья”, потому что у машины колесо круглой формы, и мяч круглой формы. Они рукотворные, их сделали люди». Если выпали признаки «Вес» и «Поверхность», в качестве «друзей» могут быть выбраны книга и камень, так как они тяжелые и гладкие.

Игры в детском саду: ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР

Материалы:

  • 4 цветных карты размером 20×29 см, расчерченных на 8 клеток;
  • в центре каждой карты находится фотография построек из 8 деталей размером 10×15 см;
  • наборы цветных карточек размером 6×6 см (по 12 штук), на которых изображены схемы деталей в масштабе 1:2 (наборы по цвету соответствуют картам);
  • 14 фотографий деталей 10×15 см с подписанными названиями;
  • 14 карточек размером 10×15 см, на которых изображены схемы деталей в масштабе 1:1;
  • 4 трафарета;
  • набор деталей (14 штук);
  • 10 схем построек;
  • 4 ламинированных белых листа А4;
  • 4 маркера на спиртовой основе.

Условия

Для успешной игры необходимо научить детей «считывать» схемы деталей. (Вспомните уроки черчения в школе и 3 проекции деталей – вид спереди, сверху и сбоку слева.) Для этого нужно познакомить детей в игровой форме с трафаретом, например: «Трафарет – это “дом” для деталей. У каждой детали – своя “квартира”. Догадайтесь, в какой квартире может “жить” кирпичик, если он к нам повернут длинной узкой стороной?». Дети рисуют «фотографии» деталей с помощью трафарета.

Вариант № 1 (возраст 4–7 лет)

Игра «Парочки»

Используются «фотографии» деталей, карточки-схемы деталей в масштабе 1:1. Перед игрой нужно перемешать «фотографии» и карточки-схемы, а затем разложить их на столе россыпью, изображением вниз. С помощью жеребьевки установить очередность игроков. Игроки по очереди открывают по две любые карточки и называют изображения. Если открылась деталь и соответствующая ей схема, ребенок забирает пару себе. Если карточки не совпали, ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто больше наберет «парочек». Схема деталей соответствует виду детали спереди.

Вариант № 2 (возраст 5–7 лет)

Игра «Лото»

Используются цветные карты и наборы цветных карточек со схемами, фотографии деталей. Перед игрой дети берут карты и соответствующие им по цвету наборы карточек. Ведущий выбирается с помощью считалки. Он перемешивает «фотографии» и складывает их стопкой изображением вниз, затем поднимает верхнюю фотографию и спрашивает: «Кому нужна эта деталь? Почему?» (Игрок отвечает: «Мне, потому что в моей постройке есть брусок».)

Если игрок узнал деталь, он ищет соответствующую схему и закрывает одну из клеточек. Если деталь никому не пригодилась, фотографию кладут в низ колоды. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки. Возможно, что разные детали будут иметь одинаковые схемы. Для этих случаев в наборах схем есть повторяющиеся карточки, которыми можно закрыть клетку.

Вариант № 3 (возраст 4–7 лет)

Игровое задание «Чертежники»

Материалы:

  • набор деталей,
  • трафареты формата А4,
  • листы бумаги формата А4,
  • фломастеры или маркеры.

Выбирается ведущий. Он создает постройку и комментирует: «Я поставил брусок справа от кирпичика, на кирпичик положил кубик и полукуб» и т. д. Затем можно обсудить местоположение деталей: «Где находится конус?» («Между призмой и цилиндром»). После этого дети рисуют схему постройки (вид спереди, сбоку или сверху). Правильность выполнения заданий оценивает взрослый.

Вариант № 4 (возраст 4–7 лет)

Игровое задание «Юный строитель»

Материалы:

  • набор деталей,
  • трафареты,
  • листы бумаги и маркеры,
  • схемы построек.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть чертеж постройки, например: «Из каких деталей может состоять постройка? Где находится сфера?» Затем взрослый предлагает построить по чертежу постройку. Поскольку схемам иногда соответствуют разные детали, взрослый может попросить воспроизвести все варианты построек. К одной схеме, в зависимости от расположения, могут подходить разные детали. Обратите внимание детей на устойчивость постройки.

Материал предоставлен (№ 3 за 2013 год).

Задача любого педагога, которому приходится создавать новый коллектив, - быстро сплотить детей. Оказавшись в незнакомом месте, будь то новый класс или оздоровительный лагерь, ребенок нуждается в поддержке со стороны взрослых. С помощью игры на знакомство взрослый сможет наладить контакт между детьми, помочь робким ребятишкам быстро адаптироваться в новой среде. Родителям тоже пригодятся знания о таких видах игр, когда они организуют детские праздники, общие прогулки в местах отдыха.

Все, что нужно знать об играх на знакомство

Педагоги придают большое значение этому виду игровой деятельности, так как он предназначен для создания спокойной дружелюбной обстановки внутри детского коллектива, члены которого малознакомы друг с другом. Прибегать к таким играм необходимо в случае, когда детям предстоит провести вместе длинный отрезок времени. Игры на знакомство могут помочь, если ребенок:

  • перевелся в другой класс;
  • впервые пришел в группу детского сада в старшем дошкольном возрасте;
  • приехал в оздоровительный лагерь;
  • записался на занятия в детскую спортивную секцию, кружок.

Главные задачи, которые решает игра на знакомство, детям - помочь найти друг с другом контакт, запомнить имена, внешность друг друга, взрослым - выявить как лидеров, так и плохо контактирующих ребят. Кроме непосредственной задачи - познакомиться - они способствуют:

  • сплоченности детей;
  • снижению стресса, внутреннего напряжения, которые неизменно сопровождают человека в новом коллективе;
  • созданию благоприятной атмосферы для общения, сближения.

Разнообразные виды игр

Игры на знакомство условно делят на две группы:

  1. задействованные при первичном знакомстве; используют в первый день образования коллектива. Входящие в них несложные задания, наводящие вопросы помогают ребенку узнает имена товарищей.
  2. применяемые при повторном знакомстве; помогают детям узнать любимые занятия, привычки друг друга. Благодаря им ребенок выделяет из коллектива близких по духу людей, имеющих одинаковые с ним увлечения. Обычно они проводятся на третий-четвертый день после объединения коллектива, когда дети освоились в новой обстановке.

Как познакомить дошкольников с помощью игры

В глазах детей, посещающих детский сад, взрослый имеет непоколебимый авторитет. Главным виновником сплоченности или, наоборот, разобщенности коллектива становится сам педагог. Хороший воспитатель обладает настоящей педагогической смекалкой, умеет быть не только строгим и требовательным, но в меру веселым и остроумным. Игры для старших воспитанников, не отличающихся большой усидчивостью, должны быть короткими и ритмичными. Дошколята воспринимает новую информацию с опорой на наглядный материал. Воспитанники детских садов любят, когда на занятиях появляются сказочные персонажи. Маленькие озорники с интересом следят и повторяют движения под музыку за педагогом.

Воспитателю необходимо обзавестись яркими демонстрационными картинками, веселыми логоритмическими разминками и куклами бибабо. При наличии хорошего раздаточного материала игра будет воспринята ребенком на ура. Предложенные игры могут провести и родители, которые самостоятельно организуют детский праздник.

Снежный ком

Игра уже стала классикой, в ней легко и непринужденно знакомятся дети всех возрастов. Правила «Снежного кома» просты: ребята встают в большой круг. Ведущий громко говорит свое имя. Следующий ребенок повторяет его, затем называет свое. Стоящий за ним участник называет три имени: воспитателя, соседа, собственное имя. Игроку, находящемуся в конце круга, предстоит сложная задача: он должен перечислить имена всех участников «Снежного кома».

Вкусное угощение

Понадобится набор цветных карточек с изображением продуктов, любимых детьми. Каждый громко называет имя, показывает картинку с любимым угощением. Дети хором произносят название последнего. Например: Саша - клубнику, Аня - мороженое.

Линия знакомства

Дети образуют круг. Ведущий (вначале пусть будет взрослый) шепчет на ухо стоящему по соседству ребенку любое имя. Это имя говорят тихим голосом друг другу все участники игры. После этого воспитатель громко кричит: «Раз, два, три, в круг забеги!». Ребенок, чье имя произносили все дети, под веселую музыку забегает в круг. Другие участники пытаются его поймать. Забежав в круг, ребенок рассказывает о себе (что любит, чем занимается, где живет, есть ли домашние животные и др.), после чего дает задание игрокам, не сумевшим его поймать (хлопнуть в ладоши, присесть, подпрыгнуть, станцевать).

Игры на знакомство для начальной школы

Школьная пора - наиболее ответственное время для детей. Однако маленький первоклассник, несмотря на громкий статус школьника, остается тем же непоседливым озорником. Он по-прежнему с удовольствием играет в коллективные игры и с радостью выполняет увлекательные задания.

В отличие от дошколят, у школьников, посещающих начальную школу, хорошо работает воображение. Им не требуются наглядные раздаточные пособия. В этом возрасте дети любят играть в игры, где в наибольшей степени задействовано творческое мышление.

Чье это сердце?

Такая необычная игра отлично подойдет для только что созданного коллектива. Игроку выдается небольшая красная карточка в форме сердца, где он записывает свое имя. Взрослый, выступающий в роли ведущего, ходит по кругу, собирает карточки в коробочку.

Участник, отдавая карточку, громко называет имя. После этого ведущий во второй раз обходит ребят по кругу. Ученик, к которому он подошел, вынимает из коробки сердце, читает имя и пытается вспомнить, кому оно принадлежит.

Математическое знакомство

Игры на знакомство служат не только средством коммуникации для детей. Благодаря им ученики могут повторить пройденный на уроке материал. В этой игре игроки сидят на стульчиках по кругу. Ведущий дает задание посчитаться. Тот участник игры, на которого придется число, делящееся на три, говорит вместо цифры, как его зовут. Игра развивает не только коммуникативные навыки, но и является прекрасным средством для развития внимания и памяти.

Шпаргалка

Перед самым началом каждый участник получает от ведущего карточку, на которой записано его имя. Игроки делятся на две команды. Члены команды, вступившей первой в игру, называют по очереди имя, фамилию и рассказывают несколько интересных фактов о себе. Затем карточки игроков первой команды передаются во вторую группу. Участники другой команды должны правильно определить хозяина карточки и вспомнить его фамилию. Победителем становится команда, лучше всего справившаяся с заданием.

Интервью

Участникам игры раздаются небольшие листочки для записи имени, хобби, наличия животных, любимых блюд и т. д. По сигналу ведущего игроки начинают опрашивать друг друга. За пять минут ребята выясняют имя, фамилию и увлечения каждого из одноклассников. Выигрывает тот, кто соберёт больше всего информации.

Необычные игры на знакомство

Каждому учителю хочется, чтобы первый день, проведенный в школе, ребенок запомнил на всю жизнь. Хорошая оригинальная игра будет лучшей палочкой-выручалочкой.

«Оригинальное знакомство»

Все участники образуют большой круг. Каждый из членов коллектива должен придумать себе необычный псевдоним. После этого ученики по очереди делают шаг вперед и представляются всем остальным. Например: «Я - Человек-Паук». При этом участник придумывает какой-нибудь жест и демонстрирует его остальным. Этим жестом может стать хлопок в ладоши или топанье ногами. Член коллектива, выступающий под вторым номером, повторяет имя предыдущего игрока, показанное им движение. Затем он произносит свое имя, показывает новый жест. Третий участник повторяет имена и жесты двух предыдущих игроков, придумывает свои собственные. И так по кругу до самого конца. Если кто-то из цепочки игроков вдруг ошибется, он должен повторить имя и движение ученика, выступавшего перед ним. Тогда игра опять начинает идти по кругу. Отыграв первый круг, ведущему необходимо назвать и поощрить участника, запомнившего самое длинное число имен и движений.

"Скачет, скачет воробей..."

Это народная игра. Дети встают в круг, в центре - ведущий. Ведущий читает рифмующуюся строчку, в которую добавляет имена детей. Игроки с названным именем должны выбежать к ведущему. Для разнообразия можно предложить детям вместе выполнить несложные задания: станцевать, присесть, подпрыгнуть, так, чтобы получилось синхронно.

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей: (Саша, Оля, Кирилл).

Как вовлечь детей в игру?

К сожалению, не все дети могут одинаково легко контактировать. Некоторых ребят очень сложно просто вовлечь в общее, пусть и веселое, дело. Как же помочь ребенку найти общий язык со своими сверстниками? И педагоги, и родители должны обратить внимание на этот факт, чтобы в дальнейшем у маленького человека не сформировался большой комплекс.

  1. Уделить обособляющемуся ученику отдельное внимание. В этом случае хорошо подойдут индивидуальные игры, способствующие психологической разрядке. Одной из них является «Я могу», в которой участник, сидя на стуле по очереди называет действия, которые он умеет делать. Например: «Я могу прыгать на одной ноге!», «Я могу улыбнуться». Желательно, чтобы произнесенное слово ученика было подкреплено характерным жестом. Такими действиями ребенок самоутверждается в глазах незнакомых людей и находит себе друзей по интересу.
  2. Учитывать, что стеснительному ребенку легче дается игра с одним сверстником, нежели с целой толпой. Поэтому не настаивать, если ребенок отказывается.
  3. Вовлечь в парную игру с тем, кому симпатизирует ученик. Для этого учитель выбирает ученика, наиболее подходящего по духу ребенку, и дает им выполнить задание в паре. Например, связать вместе правую руку одного, левую руку другого и предложить оставшимися двумя нарисовать цветок.
  4. Использовать пантомиму. Если ребенок стесняется говорить в присутствии коллектива, учитель предлагает ему разыграть немую сцену. С помощью пантомимы ученик показывает свою любимую сказку, историю.

Важно! Ребенок, попавший в незнакомое, пусть даже детское общество, нуждается в психологической поддержке. Игры на знакомство смогут прекрасно помочь справиться с первоначальным волнением и наладить необходимый контакт со сверстниками.

Игры за столом, игры в помещении, игры со словами, дидактические игры в начальной школе

Незатейливые игры

Когда на улице дождь и нет возможности погулять, можно поиграть вот в такие незатейливые игры.

Русская народная игра «Мышка»

Играющие встают в круг. Соединяют вместе ладони. Один из водящих берет маленький предмет («мышку»), зажимает его между ладонями, идет по кругу, вкладывает свои ладони в ладони играющих и незаметно передает кому-нибудь «мышку». Встает рядом с другим водящим: тот должен угадать, у кого «мышка».

Игра «На опушке леса»

Сделать картину «Если бы я был деревом». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они деревья и корнями вросли в землю.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

В яркий солнечный морозный день каким вам кажется снег? (Сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным.) А что делают снежинки? (Порхают, кружатся, летят.) Когда идет снег, то как это явление называется? (Снегопад.)

«Птицелов»

В центре — «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы»-дети ходят вокруг «птицелова» со словами:

В лесу, во лесочке,

На земле, на дубочке

Птицы весело поют:

«Ай, птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет.

Птицы, улетайте!»

«Птицелов» хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы и имя ребенка.

Игра «Цветы»

Дети делятся на две команды. Каждый ребенок придумывает для себя название цветка и сообщает тихо воспитателю. Команды становятся друг против друга.

Команда детей: здравствуйте, «цветы»!

Команда «цветов»: здравствуйте, дети. Угадайте наши имена.

Дети по очереди перечисляют названия цветов, угаданные «цветы» отходят в сторонку. Когда все цветы отгаданы, игра закончена, можно поменяться ролями.

Игра «Окончи предложение»

Дети по очереди продолжают предложения.

Стоит Антошка на одной...

У Вани две..., а у гриба....

У стола и у стула четыре...

У стола ножки длинные, у дивана...

У гриба шляпка большая, у гвоздя...

Под соснами, под елками ползет клубок с...

У ежа иголки ежовые, у сосны...

У сосны и елки иголки круглый год-

Иголкой можно уколоться, она...

Таня гладит утюгом...

Таня погладила рукой...

У меня большая рука, а у Лены маленькая...

Таня пишет в тетради...

У стакана нет..., а у чашки есть...

У кастрюли две...

За ручку можно чашку...

Ручка есть у утюга, холодильника...

Игра «Бывает — не бывает»

Цель игры — учить рассуждать, аргументировать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера.

Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел ее и довольный залаял: ав-ав! Так бывает? А как бывает?

Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «Мяу-мяу! И я хочу сметаны!» Так бывает?

Кот Васька ловит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: пи-пи-пи. Так бывает?

Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее. Так бывает?

Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка возле норки и караулит. Так бывает? Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит их в холодильнике. Так бывает?

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Подобрать к слову как можно больше определений, сказанное не повторять. Показывают картинку с предметом, за каждое слово - фишка. Например: яблоко — сочное, круглое, красное, большое, наливное, спелое... Груша, лиса, белка, ежик...

«Восстанови слова»

В записанных несколько необычным способам словах есть одинаковые слоги — первый и последний. Что это за слова? Восстановите их.

**но** **туш** **ри** **ат** **х** **леч**

(Заноза, катушка, царица, оратор, тахта, колечко.)

«Собери слова»

Дети могут сами подготовить все необходимое для этой игры. Сначала надо взять старые журналы и вырезать из них заголовки статей, которые написаны большими буквами. Затем эти заголовки разрезают на слоги и складывают в коробку из-под конфет или приклеивают в свободном порядке на ватман формата АЗ. Из коробки можно брать слоги и составлять из них слова. Это не только красиво, поскольку слова получаются цветными, буквы разного размера и разнообразные по написанию, но и очень интересно.

«Впиши гласные»

Эта ифа проводится на время. Участвовать могут несколько человек или вся группа (воспитателю только следует продумать, как всех учащихся снабдить карточками-заготовками, или просто на доске или ватмане сделать большую общую заготовку). За 2-3 минуты дети должны восстановить как можно больше слов, вставляя гласные буквы:

м — к — (мука)

л — т — (лето или лото)

м — — к (маяк)

л — м — н (лимон)

д — р — г — (дорога)

— к н — (окно)

ст — к — н (стакан)

с — р — к — (сорока)

д — б (дуб)

з — г — дк — (загадки)

ч — д — с — (чудеса)

б — м — г — (бумага)

Игра «Путаница»

И эта игра очень нравится детям. Слова стоят на своих местах, а буквы в них перепутались. Поставьте все буквы на свои места и прочитайте названия известных вам детских книжек.

рти дямевед («Тримедведя».)

кто в похсага («Кот в сапогах».)

дорток боайлит («Доктор Айболит».)

тир понросека («Три поросенка».)

хаму-коцохату («Муха-цокотуха».)

феноридо реог («Федорино горе».)

Игра «Пять слов на букву "л" из четырех букв»

Вспомните пять слов на букву «л» из четырех букв. Например, слово «лето»

л*** л*** л*** л*** л*** (Возможные варианты: луна, лото, липа, лупа, лиса.)

Игра «Какие плоды на каком дереве растут?»

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на... (дубе).

Яблоки растут на... (яблоне).

Шишки растут на... (ели и сосне).

Грозди рябины растут на... (рябине).

Игра «Замени словосочетание словом-признаком»

Какой лист? Какие плоды?

Лист березы — березовый",

Лист дуба —

Лист липы —

Лист осины —

Лист клена —

Лист ивы —

Лист тополя —

Шишка сосны —

Шишка ели —

Ягоды рябины —

Игра «Четвертый лишний» (растения)

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор.

Клен, рябина, ель, тюльпан;

береза, дуб, шиповник, тополь;

яблоня, смородина, черемуха, рябина;

осина, липа, дуб, ель;

сосна, тополь, рябина, ива;

липа, осина, клен, яблоня.

Игра в слова (деревья)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «береза» (дуб, липа, осина... яблоня). Объясните выбор каждого слова.

Словарь : желудь, ельник, береста, смола, яблоко, неприхотливый, светолюбивая, могучий, медонос, сосняк, теневыносливая, «тонкое дерево», темноствольная, шишка, пух, дубрава, стройная, ягоды, высокий, белоствольная, янтарь, антоновка, морозоустойчивая, кряжистый, хвойное дерево, лиственное дерево.

Комментарий для взрослых. После игры для активизации памяти и речи у детей можно предложить им следующее задание.

Вспомните, какие слова, подходящие для березы (дуба, липы, осины... яблони), вы слышали.

«Голоса птиц»

Угадайте, какая птица произносит такие звуки.

Кар-кар! (Ворона.)

Чик-чирик, чив-чив! (Воробей.)

Ча-ча-ча! (Сорока.)

Курлы-курлы! (Журавль.)

Свири-свир! (Свиристель.)

Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)

Ку-ку! (Кукушка.)

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь.)

Синь-синь-синь! (Синица.)

Игра «Закончи предложения»

Воробей маленький, а журавль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится...

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

Утка серая, а лебедь...

Игра в слова (птицы)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «воробей» (ворона, дятел, синица... утка). Объясните выбор каждого слова.

Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица.

Упражнение «День рождения друга»

Педагог предлагает представить детям, что они приглашены на день рождения к своему товарищу. Он так долго ждал этого радостного дня и с волнением ожидает прихода гостей. Выбирается один ребенок на роль именинника, все остальные гости. Перед началом игры каждому ребенку, исполняющему роль гостя предлагается продумать слова поздравления и пожелания своему товарищу.

Если дети затрудняются в высказывании пожеланий, то данную игру можно превратить в тренинг, в котором можно предусмотреть репетицию поздравления именинника, дав детям образцы:

«Желаю тебе здоровья, радости»

«Пусть в день твоего рождения исполнятся твои мечты»

«Пусть у тебя будет всегда много друзей»

Проблемная ситуация

«Что можно подарить другу в день его рождения?»

Цель: Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику

Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким. Учит замечать их переживания и ожидания

Совместное обсуждение проблемы, после которой педагог подводит детей к выводу: дорог не подарок, а внимание

Игра «Подарки друг другу»

Цель: Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику

Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким. Учит замечать их переживания и ожидания

В этой игре ребенок должен выбрать того, кому он хочет сделать подарок, и подумать, что именно он подарит.


Правило игры: подарок можно делать тому, кому еще никто ничего не подарил.

Выбирая привлекательный предмет (косынки, ленты, значки, игрушки) ребенок должен обязательно подумать о том, кому он будет дарить, а значит представить, что этот человек любит и что ему может понравиться.

Выбрав подарок, ребенок со следующими словами подходит к сверстнику:

Я принес тебе подарок

Если нравится, возьми,

Всем ребятам покажи

И со мною попляши.

«Оля девочка добрая, но стеснительная. Дети не замечают просто, как она пытается к ним обратиться с просьбой поиграть, поговорить, но так и не решается. Чаще всего она стоит в сторонке и смотрит, как велело играют ее сверстники»

Что чувствует девочка, когда видит играющих сверстников?

Как можно помочь Оле?

«Дети старшей группы одеваются на прогулку. Наташа торопится успеть одеться вместе с детьми, но у нее никак не застегивается верхняя пуговица пальто. К ней подошел Петя и сказал ….»

Что сказал Петя? Почему?

Ответы детей выслушиваются, выбирается модель желаемого поведения (мальчик предлагает девочке свою помощь) и обыгрывается.

Варианты проблемных ситуаций для обсуждения с детьми

«Дети играют во дворе. Мимо Толи пробежал Денис и нечаянно толкнул его. Толя упал прямо в лужу. Тогда Денис….».

Что сказал или сделал Денис? Почему?

Ответы детей выслушиваются и выбирается модель желаемого поведения (мальчик извинился и оказал Толе помощь)

«Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку

«В нашей группе есть мальчик, у которого очень часто бывает плохое настроение. Глаза у него очень печальные, грустные. Ему одиноко и обидно, что с ним никто не хочет играть».

Что нужно сделать, чтобы всем было весело и все дружили?

Что бы вы посоветовали мальчику?

Варианты проблемных ситуаций для обсуждения с детьми

«Оле на день рождения мама подарила красисую куклу. Оля ее принесла в детский сад. Увидев у Оли новую куклу, к ней подошли ее подружки Света и Таня. Света сказала: «Оля, дай нам поиграть твоей куклой» Тогда Света ответила…»

Что ответила Света? Почему?

Ответы детей выслушиваются воспитателем, выбирается модель желаемого поведения (девочка дает своим подругам поиграть с куклой) и обыгрывается. По окончании упражнения детям предлагается высказаться по поводу того, что они чувствовали, выполняя роли разных по характеру детей.

На занятии по рисованию Дима справился с заданием самый первый и любовался своим рисунком. Это заметил воспитатель и похвалил его. Услышав похвалу в адрес своего товарища, Коля громко произнес: «У него плохо получился дом!» .Дима расстроился, ведь он так старался».

Можно ли Колю назвать настоящим товарищем?

Что чувствовал Дима, когда услышал похвалу в свой адрес?

Изменилось ли его состояние, когда Коля произнес: «У него плохо получился дом!» Почему?

Как бы вы поступил на месте Коли?

«Назови соседа ласково по имени».

Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем. Например, ребенок обращается к соседу слева: «Здравствуй, Славик!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Танюша!» («Добрый день, Ванюша!», «Добрый вечер, Анечка!»).


Игра "Найди друга"

Цель: Научить детей чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты.

Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

Игра "Мои друзья"

Ведущий предлагает нарисовать друг друга. Дети могут нарисовать своих друзей, как в виде людей, так и в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После выполнения задания дети обсуждают рисунки и отвечают на вопросы: кто здесь нарисован? Почему нарисованы именно в таком виде?

Игра "Круг знакомств"

"Сегодня мы будем играть в "паровозики". Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку "ездить" по кругу, громко приговаривая "чух - чух - чух". Потом "паровозик" соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал "паровозик", в ответ называет свое имя и становится новым "паровозиком", а первый "паровозик" - его "вагоном". Новый "паровозик" вместе с "вагоном" продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя и имя своего "вагона". Игра продолжается до тех пор, пока в "паровозик" не будут включены все дети. Если "паровозик" ломается, т. е. кто-то из детей забывает имя своего "вагончика", то игру лучше начать сначала".

Игра "Пропой свое имя"

Инструкция: "Представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас "споет" свое имя, а следом за каждым из вас ваше имя хором споют все дети".

«Проигрывание ситуаций»

Для детей будет интересным и полезным разыграть различные ситуации. Это могут быть ситуации из реальной жизни, например, конфликт, возникший в игре, или предложенные взрослым, но тоже близкие к реальным, например:

«Ты поссорился с другом, теперь хочешь помириться»

«Ты принес в детский сад апельсин, а у твоего друга сегодня нет ничего вкусного»

Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь. Познакомься с ребятами» т. п.

Эти упражнения способствуют развитию сплоченности группы, организации совместных действий. Развивают чувство общности, способствую установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, формируют внимательное и бережное отношение друг к другу.

Упражнение "Поводырь"

Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства т ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями.

Это упражнение Развивает чувство ответственности за другого человека, доврительного отношения друг к другу

Это упражнение предусматривает совместное рисование детей на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. взрослый также может участвовать в общем рисовании.

Это упражнение дает возможность каждому ребенку участвовать в общей деятельности, помогает увидеть, какое место занимает ребенок в группе.

«Порви круг»

Эта подвижна игра способствует большей включенности детей в группу.

Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри его.

Одним из вариантов этой игры является игра «Разрывные цепи» Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10-15 м. Одна команда вызывает участника другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет – сам становится в нее. Следующего игрока вызывает другая команда.

«Приветствие»

Ведущий поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые вверх ладоши с ладошками ребенка, приговаривая 6» Здравствуй,….(имя)». Ребенок отвечает:»Здравствуйте (здравствуй) …(имя ведущего). Так ведущий проходит по всему детскому кругу.

«С кем я дружил летом»

Ведущий просит ребят вспомнить и рассказать о том, с кем и как они подружились летом.

Работа со сказкой «Незабудка не смогла подружиться» ()

Текст сказки см. «Тропинка к своему Я» стр.125

«Волшебник»

Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плачи.Затем одному из них завязывают глаза и переводят на другое место в кругу. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плачи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним.

«Помоги другу, или самая дружная пара»

Дети делятся на пары. Одному из пары завязывают глаза. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку из пары необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы не одна игрушка не была сбита.

«Пересядьте все, кто…»

Ведущий говорит, что мы все очень разные и в тоже время чем-то друг на друга похожи. предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «пересядьте все, кто любит мороженое, ….плавать в реке,….ложиться спать вовремя,…убирать игрушки и. т.п. Дети сначала просо играют, а затем делают вывод, что действительно, у них много общего

«Маша –настоящий друг, потому, что..»

В центр круга выходит один ребенок. Ему необходимо пригласить в круг своего настоящего друга из группы и закончить предложение : «(Имя)- настоящий друг, потому, что…» Далее в круг приглашается другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока своих друзей в круг не пригласят все дети.

«Я хочу с тобой подружиться»

Выбирается водящий, который произносит слова «Я хочу подружиться с…..» А дальше описывает внешность одного из детей. Ребенку нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему, пожать руку. далее водит он.

«Сердитый мальчик - веселая девочка»

Ведущий на ушко дает детям по очереди задание изобразить сердитого мальчика, веселую девочку, обиженного мальчика, пугливую. девочку и. т.п. Остальные дети обсуждают, хочется ли им иметь такого друга и почему.

«Коровы, собаки, кошки»

Дети делятся на три группы, каждая из которых становится каким –либо животным. затем дети расходятся по группе на несколько минут (можно с завязанными глазами), разговаривая на языке этого животного ходят по группе. после этого, по команде ведущего они начинают, прислушиваясь к мычанию, лаянью и мяуканью, искать своих «родственников» «говорящих на том же языке.

«Как волк дружить научился»

Ведущий рассказывает сказку, а дети по ходу рассказа ее инсценируют.

«Жил –был злой волк. Он всех кусал, игрушки отнимал. Нравилось ему быть злым. То обругает кого-то, то толкнет и убежит. надоело это зверям. Хотели они его побить, но мудрый орел сказал: «Давайте лучше уйдем от волка» .Ушли звери. Волк сначала обрадовался, а потом загрустил, заскучал. Стал он звать зверей: «Идите ко мне, не буду кусаться, ругаться, драться, а только защищать всех буду». Поверили звери волку и вернулись. Только лиса все равно говорила: «Плохой волк, плохой волк. А туту как раз охотники в лес пришли за лисой охотиться. А волк их отогнал. И тогда лиса, и все звери как закричат: « Какой волк смелый, какой волк хороший!».

«Грустная Маша»

Ведущий говорит о том, что у детей в жизни бываю и веселые и грустные ситуации. предлагает поговорить сегодня о грустных ситуациях и вспомнить некоторые из них. затем ведущий выбирает ребенка, который придумывал самые яркие ситуации, на роль грустной Маши. Грустная Маша садится на стульчик перед группой детей, делает грустное выражение лица. Дети по-очереди подходят к ней и пытаются утешить ее. ведущий помогает детям, предлагая различные способы воздействия: сказать добрые слова, погладить, позвать поиграть, рассмешить. Когда Маша улыбнется, она возвращается в круг. ЕЕ место занимает тот, кому удалось заставить ее улыбнуться.

"Добрые волшебники". Дети садятся в круг, воспитатель рассказывает сказку. "В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. Все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать". Воспитатель просит помочь ему: "Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами". Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

"Волшебные очки". Воспитатель объявляет: "Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. "А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали".

Для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками проводятся игры, в которых дети говорят ласковые слова, учатся видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараются сделать друг другу приятное. Это помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив в общении со сверстниками.

"Комплименты". Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за что-нибудь, желают что-нибудь хорошее.

"Подарки". Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки, которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник. "Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет", - предлагает воспитатель. Дети подходят к тем, кому хотят сделать подарок. Звучат слова благодарности.

"Конкурс хвастунов". Дети садятся в круг, воспитатель объявляет: "Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств". Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты.

. Классные часы.

Формирование работоспособного дружного коллектива происходит на любом этапе внеклассной работы. Стремление к самосовершенствованию начинается в неформальной обстановке в ходе деловых игр и импровизаций. А вот как научить детей видеть около себя другую личность, научиться её ценить и уважать? Как не ошибиться в выборе друга, не потерять его, не обидеть? Мы с детьми нашли свои способы взаимодействия. В любом классе с восторгом принимается игра « Найди себе друга». Название игры можно менять, сохраняя смысл (я и приятели по интересам, с кем мне комфортнее общаться и т.п.). Идею этой игры мне подсказала наш психолог, я же воплотила её в жизнь и предлагаю коллегам её версию. Вначале классного часа детям выдаётся таблица.

1. Любимый

2. Любимые

3. Любимая

телепередача

4. Любимая песня

или музыка

5. Любимое

животное

6. Любимое

7. Любимая

8. Любимый

В таблицу в зависимости от возраста детей можно добавлять новые строчки (любимые фильмы, книги, мечты, игры…). Если на начальном этапе основной интерес среди детей, у кого какой бантик или портфель, пенал или дневник, то после этого занятия дети с радостным удивлением открывают много общего друг с другом, начинают с большим интересом относиться друг к другу, обнаруживают новые точки соприкосновения, пытаются внимательнее заглянуть внутрь себя. Подробное изложение этого занятия в приложении№3. Чтобы закрепить среди детей уважительное, доверительное и тёплое отношение друг к другу на следующем этапе этой работы я ввожу игру «Тайный друг»(результат детского и учительского творчества). Дети тянут записочки с фамилией своего тайного друга на текущую неделю. Их задача всю неделю писать одобрительные записки этому другу, можно делать презенты в виде рисунка, маленького сувенира. Кто-то может подкинуть острый карандаш или ластик нерадивому другу. Главное, чтобы человек ощущал к себе внимание и не догадывался от кого оно исходит. В конце недели мы подводим итог, который начинается с вопроса каждому ребенку, стоящему перед классом «понравился тебе твой тайный друг»? Необходимо пояснить что понравились, а что нет. Только после этого можно представить друзей друг другу. Это очень кропотливая, но интересная и результативная работа. Не буду скрывать, что первые записочки у меня дети не тянут, а я им выдаю «друзей» сама, стараясь заранее подобрать детей с симпатией относящихся друг другу. Очень трудно даже взрослому человеку находить достоинства и писать хорошо для того, кто тебе не очень нравится. Этому можно научиться постепенно. Бывали случаи, когда дети просто забывали о своём тайном друге и, наслаждаясь вниманием к своей персоне, ничего не делали сами. Обиженные друзья вслух проговаривали свои чувства, и все выслушивали оправдания неудачника. Класс мог наказать такого «друга», не приняв его в следующий этап игры или, наоборот, дать шанс исправиться. Если ребёнок по какой-то причине не желает принимать участие в игре, никогда не надо его заставлять. Наблюдая за процессом, он сам через некоторое время попросится. Учитель на первом этапе тоже является тайным другом, показывая пример такого рода общения. Дети делятся друг с другом впечатлениями и могут много почерпнуть для себя, читая ваши записки. Игра так захватывает детей, что бывали случаи обмена записок на уроке. Иногда, чтобы снять возбуждение, приходилось прерывать игру. Но все эти тонкости решаются педагогом в зависимости от ситуации. Основная же цель этой игры - сформировать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, достигается. На заключительном этапе внеклассной работы в этом направлении уместно, обсудить понятие – дружбы на примере сказочных героев, литературных героев, друзей родителей и самих детей. Ребята очень любят подобные беседы, ждут классные часы, учатся говорить о своих чувствах. В итоге такой работы они самостоятельно дают определение понятию – дружба и стремятся ему соответствовать. Результатами любой внеурочной деятельности могут быть конкурсы (на лучшее поздравление), неделя вежливости, чемпионат по этикету (например, чаепитие по-английски), рассказы для классного журнала, оформление стенных газет.