Представитель древнейшего народа северо восточной сибири. Панорама народов на фоне Европы. Народы Северо-Восточной Европы (серия I). Жизнь народов Севера

В истории полярных исследований можно отличить несколько моментов, как то: отыскивание С. восточного и С. западного проходов и затем исследование полярных стран, произведенные уже непосредственно с научною целью. О последних см. Полярные страны.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Народов Сибири религиозные верования - В Сибири проживает более 30 аборигенных народов, относящихся к 9 языковым группам: 1) самодийская (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы); 2) угорская (ханты, манси), угры и самоДийцы нередко включаются в одну, уральскую, семью языков; 3) стоящая… … Религии народов современной России

ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СССР - ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СССР, литературы народностей Азиатской и отчасти Европейской территории СССР. К ним относятся следующие народности: манси (прежнее назв. вогулы) и ханты (остяки), нанайцы (гольды), ненцы… … Литературный энциклопедический словарь

Памятные монеты Банка России, посвящённые освоению и исследованию Сибири в XVI XVII вв. Основная статья: Памятные монеты России «Географическая серия» Содержание 1 Освоение и исследование Сибири, XVI XVII вв. 1.1 Освоение Сибири … Википедия

Палеоазиаты, древнеазиатские народы, термин, предложенный русским учёным Л. И. Шренком в середине 19 в. для обозначения ряда малочисленных народов Северной и Северо Восточной Сибири с архаическими чертами культуры, свойственными… … Большая советская энциклопедия

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

См. также: Китайская угроза и Китайцы в России Карта Маньчжурии [источник не указан 308 дней] … Википедия

См. также: Китайская угроза и Китайцы в России Карта Маньчжурии Китайские провинции Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин … Википедия

Самоназвание Шоромо, шоромба Вымер в первой половине … Википедия

Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/5 марта 2012. Дата постановки к улучшению 5 марта 2012. Алаи… … Википедия

Анаулы исчезнувшая к нынешнему времени родоплеменная группа юкагиров, живших по верхнему течению Анадыря. Говорили на таёжном варианте юкагирского языка. Анаулы на Анадыре представляли «береговых», «речных» юкагиров, осевших на берегах рек … Википедия

РЕЦЕНЗИИ

ЭО, 2012 г., № 1.

© С.А. Арутюнов Рец. на: Народы Северо-Востока Сибири. Айны. Алеуты. Ительмены. Камчадалы. Кереки. Коряки. Нивхи. Чуванцы. Чукчи. Эскимосы. Юкагиры / Отв. редакторы Е.П. Батьянова, В.А. Тураев. М.: Наука, 2010. 774 с.

Рассматриваемая книга занимает особое место в серии "Народы и культуры". В известном смысле она построена по остаточному принципу: сюда вошли те народы Восточной (отнюдь не только Северо-Восточной) Сибири, которые не относятся по языку к народам алтайской семьи (тюркской, монгольской, тунгусо-маньчжурской ее групп) и еще сравнительно недавно значились в этнической номенклатуре под сборным названием "палеоазиатов". При том, между многими из них (например, между айнами, нивхами, алеутами) нет ни малейшего языкового родства. Да и по хозяйственной направленности типичные специализированные рыболовы айны и нивхи, морские зверобои эскимосы и алеуты и континентальные тундровые охотники юкагиры никакого единства между собой не составляют.

Тем не менее, расположение глав о народах просто по алфавиту, наподобие энциклопедии, в данном томе есть следование по пути наименьшего сопротивления. Научное издание требует определенной логики в порядке изложения, и эта логика может быть задана как хозяйственно-культурными, так и ландшафтно-географическими параметрами. С моей точки зрения, логичнее всего было бы начать изложение с юкагиров, от них перейти к чуванцам, затем к ительменам и камчадалам. Далее логично было бы рассмотреть коряков, кереков и чукчей, затем эскимосов и алеутов. И закончить изложение нивхами и айнами. При том было бы желательно в последующих главах делать некоторые отсылки к предыдущим. Это дало бы возможность представить некоторое подобие комплексного описания составных сегментов общего этнографического поля, а не просто механическую совокупность отдельных глав по народам, не связанных между собой смысловыми переходами.

В книге есть несколько глав общего характера. Последняя глава "Косторезное искусство народов прибрежной Чукотки" (автор М.М. Бронштейн) выглядит скорее как приложение; это самостоятельный и ценный научный труд, но касающийся по существу лишь двух народов, чукчей и эскимосов, и, то лишь одного, правда, очень важного аспекта их художественного творчества. Чтобы эта глава гармонично вписывались бы в том, ее следовало бы сделать в два раза больше и осветить разные аспекты народного прикладного искусства, притом если не всех, то хотя бы нескольких вошедших в том народов - вышивку, аппликации, экспериментальную резьбу по другим материалам. Музейного материала для этих целей можно было бы найти достаточно. А так статья, хотя и представляет большую познавательную ценность, все-таки повисает в конце тома, как несколько чужеродный аппендикс.

Три другие статьи, расположенные в начале тома, также производят впечатление подобранных относительно случайно и произвольно. Статья Н.Б. Вахтина "Языки народов Северо-Востока Сибири: современная ситуация" написана крупнейшим знатоком предмета, но досаду вызывает сосредоточенность автора на социолингвистических аспектах ситуации. Понятно, что рассуждения о генетическом родстве или не-родстве этих языков носили бы чисто спекулятивный характер, но несколько слов о структурной специфике этих языков, об их полисинтетических или инкорпорирующих чертах, общих фонетических особенностях были бы не просто полезны, а прямо-таки необходимы. Следовало бы сказать и о взаимном влиянии, и об обогащении, порой весьма своеобразной лексикой из языков пришлого населения, в частности, русского. Ни слова нет об уникальном характере медновско-алеутского языка, этого своего рода анти-пиджина. Зато без упоминаний, о мало что говорящей попытке связать палеоазиатские языки с бурушаски, можно было бы и обойтись, тем более что связь бурушаски с синокавказской филой давно уже гораздо более глубоко обоснована.

Сергей Александрович Арутюнов - д. и. н., член-корреспондент РАН, заведующий сектором этнографии народов Кавказа в Институте этнологии и антропологии РАН; e-mail: [email protected].

Этнографическое обозрение № 1, 2012

Глава "Антропологическая характеристика" (автор Т.С. Балуева) показывает вариабельность физического облика разных популяций Северо-Востока, указывает на большую роль в их формировании процессов как изоляции, так и миграции, но кардинальных расово- и этногенетических вопросов не ставит.

Наконец, глава "Древние культуры Северо-Востока России и этногенез северо-восточных палеоазиатов" (автор А.И. Лебединцев) содержит довольно детальное описание представленных в регионе археологических культур, но все рассуждения о соотнесении с ними истоков происхождения современных популяций остаются, да и не могут не оставаться, при современном состоянии наших знаний, лишь очень гипотетическими.

В целом все эти вводные главы, не вызывая возражений по существу, производят впечатление адресованных скорее специалистам-этнографам, нежели широкой читающей публике, написаны довольно сухим профессиональным языком, и в то же время содержат преимущественно пересказ данных информационно-справочного характера. Что касается главы М.М. Бронштейна, то она действительно превосходна, но посвящена относительно узкой, не общей для всего региона теме.

Перейдем к рассмотрению основного содержания книги - разделов, посвященных отдельным конкретным этносам. Эти главы неоднородны и неоднотипны. В целом все они, так или иначе, свою задачу выполняют. То есть они дают комплексное, более или менее полное описание каждого народа, его культуры, его обозримой истории и современного состояния. Данные эти достаточно надежны, хотя полнота их различна в разных разделах. Есть, конечно, допущенные по недосмотру мелкие ошибки, например, во "Введении" на стр. 13 читаем: "Эскимосов, живущих на Чукотке, а также на о. Св. Лаврентия и островах Диомида (США), относят к сибирской или азиатской эскимоской группе". В действительности, во-первых, США принадлежит лишь Малый Диомид (о. Крузенштерна), а Большой Диомид (о. Ратманова) всегда принадлежал России. Во-вторых, население Малого Диомида, в недавнем прошлом и Большого, к азиатским эскимосам не относится. Они принадлежат не к группе юпик, а к группе инуит. Но это мелкие детали, и таких ошибок сравнительно немного.

В целом книга, даже если взять только эти 11 разделов об отдельных конкретных народах, несомненно, полезная и нужная, и читатель ее встретит с благодарностью. Ведь до сих пор об этих народах, и то не обо всех, можно было получить комплексное представление только из тома "Народы Сибири" в серии "Народы мира", а том этот уже изрядно устарел. Тем не менее, нельзя не отметить большую разнородность глав о разных народах.

На мой взгляд, наибольшую неудовлетворенность вызывают разделы, автором которых является В.А. Тураев, существенно лучше читаются разделы, написанные Е.П. Батьяновой (без соавторов), и, вне всякого сомнения, самой высокой оценки заслуживают тексты О.А. Мурашко.

Айны Сахалина и Курил (ныне уже исчисляемые единицами), 1800 азиатских эскимосов, 500 командорских алеутов - это лишь небольшие локальные подразделения гораздо более крупных суперэтносов, в основном живших и живущих вне исторической России, в других странах (или внешних владениях) - в Канаде, Аляске, Японии, но подразделения, имеющие свою особую историческую судьбу, свою языковую и культурную специфику. Поэтому следовало бы дать раздельно краткое описание этих суперэтносов в целом, и более подробные сведения в специфике их собственно российских субэтносов. Такое разделение дано в данных главах недостаточно последовательно. О собственно российских этнических общностях айнов Сахалина, эскимосов юпиков, алеутах беринговских и медновских можно было бы рассказать полнее и шире, используя заново введенные в оборот и совсем новые материалы Б. Пилсудского, Е. Головко, М. Членова и других. Многое новое можно было бы сказать об ительменах, шире использовав материалы Д. Кестера (хотя бы о появлении современной лирической поэзии на ительменском языке) и т.д.

Есть главы, высокое качество которых, особо хочется отметить. Таковы главы о камчадалах, кереках, чуванцах. Выделение этих групп как особых этносов вообще во многом дело последних лет, и появление таких детализированных сведений о них - большой научный прогресс.

Октябрьская революция и семьдесят лет безраздельного господства советской власти на территории бывшей Российской империи, как всякое крупное историческое явление, имели свои позитивные и негативные стороны для хода мирового этноисторического процесса. Но сопоставляя современное положение коренных северных этносов в России, Скандинавии, Аляске и Канаде, их языков и культур, следует признать, что негативные, энтропийные,

Рецензии

деструктивные стороны этих событий в России, по крайней мере, в том, что касается народов Севера, решительно преобладали. Об этом написано достаточно много. Достаточно почитать работы Б. Шишло и Ю. Слезкина. Но этих работ вообще нет в библиографии, очевидно авторы о них и не знают. Неудивительно, что часто проскальзывает неоправданно апологетический тон в отношении событий советского периода. Порой кажется, что некоторые части текста написаны во времена брежневского застоя и без изменений перенесены в современное издание.

Справедливости ради следует отметить, что это замечание относится не ко всем главам. В некоторых главах разоблачение злодеяний коммунистического режима по отношению к коренным народам Сибири дано достаточно жестко и правдиво, но, к сожалению, не во всех.

Зато повсюду следовало бы дать больше конкретно документированных данных о том беспределе, который нередко имеет место по отношению к малочисленному коренному населению со стороны "дикого капитализма" хищнических частных предпринимателей и потворствующих им коррумпированных чиновников, о противоправно творимых притеснениях, в особенности в части необоснованно заниженных норм вылова коренным населением рыбы, всегда бывшей главным источником его жизнеобеспечения, об экологических бедствиях, вызываемых действиями нефтедобывающих, лесопромышленных

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»

  • УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ И МАТЕРИАЛОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ В 2012 Г
  • ЭТНИЧНОСТЬ: И КОНСТРУКЦИЯ, И РЕАЛЬНОСТЬ

    СОКОЛОВА З.П. - 2012 г.

  • ПОЛИМОРФИЗМ МИТОХОНДРИАЛЬНОЙ ДНК В ПОПУЛЯЦИЯХ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

    БАБЕНКО В.Н., ВОЕВОДА М.И., ГУБИНА М.А., ГЫРГОЛЬКАУ Л.А., ДАМБА Л.Д., МАКСИМОВ В.Н. - 2013 г.

  • БАТЬЯНОВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА - 2013 г.

Конституционные нормы и международно-правовые установления, касающиеся КМНС, претворяются в жизнь посредством федерального законодательства. Базовое значение имеет Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. "О гарантии прав коренных народов Российской Федерации". Он включает нормы, которые связывают традиционный образ жизни малочисленных народов с природопользованием, признают наличие их исконной среды обитания как исторически сложившийся ареал, в границах которого народы осуществляют свою жизнедеятельность (п.2 и 3 ст.1) и обязывают органы публичной власти обеспечивать права малочисленных народов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционный образ жизни и хозяйствования (ст.4). Федеральный закон от 29 июля 2000 г. "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" предоставляет членам общин коренных народов право использовать для нужд хозяйствования и традиционных промыслов объекты животного и растительного мира, полезные ископаемые и другие природные ресурсы (ч.2 ст.12).

Наиболее полно отношения, связанные с правом КМНС на земли и иные ресурсы, регламентируются Федеральным законом от 7 мая 2001 года "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". По смыслу названного закона выделение территорий традиционного природопользования представляет собой организационно-правовую форму реализации малочисленными народами права на земли и сопутствующих прав.

Следует также отметить, что доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малых народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной ими в результате ведения традиционных видов промысла, не облагаются налогом на основании Налогового кодекса РФ от 24 июля 2002 года, часть 2 ст.217.

Ряд федеральных законов природно-ресурсного направления содержат дополнительные нормы, затрагивающие интересы КМНС на пользование землей и иными природными ресурсами. В их числе можно выделить Федеральный закон от 19 июня 1996 г. "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", "Об особо охраняемых природных территориях" от 12 июля 1996 г., "О животном мире" от 24 апреля 1995 г., "О недрах" от 3 марта 1995 г. и др.

Федеральное регулирование пользования землей и другими природными ресурсами, осуществляемого КМНС, дополняется региональным законодательством. В Корякском АО принят нормативный акт о территориях традиционного природопользования. В Чукотском АО 3 февраля 1999 г. был принят окружной Думой закон "О государственном регулировании морского зверобойного промысла в Чукотском автономном округе". Законодательная база Камчатской области в отношении рыболовства и морзверобойного промысла представлена законами Камчатской области "О животном мире Камчатской области", "О рыболовстве и водных биоресурсах в Камчатской области".

Законодательство Корякского АО в отношении прав национальных предприятий более проработано, чем в Камчатской области. В 1998 г. постановлением Думы Корякского АО утверждено положение "О национальном предприятии и основных направлениях традиционных видов народных промыслов". В том же году был принят закон Корякского АО "О рыболовстве в Корякском автономном округе", в котором основным принципом указан "приоритет коренных малочисленных народов Севера в использовании рыбных ресурсов наряду с другими природными ресурсами, составляющими в совокупности основу их жизнедеятельности в местах их проживания".

На региональном уровне отмечается и проблема русских старожилов Сибири в районах, где коренное и пришлое население с XVII - XVIII веков живут по соседству и чья зависимость от природных ресурсов территорий почти равнозначна. Проблема русских старожилов решается в контексте национальности: например, камчадалы Камчатской и Магаданской областей, которых многие ученые и сами жители рассматривали как этнографическую группу русских, недавно были признаны отдельным народом Севера, благодаря многолетним обращениям жителей в законодательные учреждения этих областей. Они смогли доказать свою "укорененность" на этой земле и получить законодательный доступ к ресурсам и льготам по их использованию.

Гарантами прав КМНС в Российской Федерации являются Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации. Ими гарантируются не только равноправие народов и равенство прав и свобод человека, но и специальные права в социально-экономической, культурной и иных сферах.

Очередной том серии "Народы и культуры" посвящен этнографии коренных малочисленных народов Северо-Востока Сибири: айнам, алеутам, ительменам, камчадалам, керекам, корякам, нивхам, чуванцам, чукчам, эскимосам, юкагирам. Это первый обобщающий труд, в котором представлена подробная характеристика этнических культур всех палеоазиатских народов Дальнего Востока. Книга знакомит читателя с результатами новейших исследований по антропологии, археологии, этнической истории этих народов, традиционным хозяйством, социальной организацией, верованиями, обычаями и праздниками, уникальным народным и профессиональным искусством, фольклором, общественной жизнью. В научный оборот вводятся новые материалы из музеев, государственных архивов, частных собраний. Особенно интересны фотоматериалы Северной экспедиции Института этнологии и антропологии РАН 1950-2000-х годов.
Для этнологов, историков и более широкого круга читателей.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 08-01-16099д

Ответственный секретарь серии
"Народы и культуры"
Л.И. МИССОНОВА

Рецензенты:
кандидат исторических наук В.Г. СМОЛИЦКИИ,
доктор исторических наук Ч.М. ТАКСАМИ

Народы Северо-Востока Сибири / отв. ред. Е.П. Батьянова, В.А. Тураев; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. - М. : Наука, 2010. - 773 с. - (Народы и культуры). - ISBN 978-5-02-036993-1 (в пер.).

Очередной том серии «Народы и культуры» посвящен этнографии коренных малочисленных народов Северо-Востока Сибири: айнам, алеутам, ительменам, камчадалам, керекам, корякам, нивхам, чуванцам, чукчам, эскимосам, юкагирам. Это первый обобщающий труд, в котором представлена подробная характеристика этнических культур всех палеоазиатских народов Дальнего Востока. Книга знакомит читателя с результатами новейших исследований по антропологии, археологии, этнической истории этих народов, традиционным хозяйством, социальной организацией, верованиями, обычаями и праздниками, уникальным народным и профессиональным искусством, фольклором, общественной жизнью. В научный оборот вводятся новые материалы из музеев, государственных архивов, частных собраний. Особенно интересны фотоматериалы Северной экспедиции Института этнологии и антропологии РАН 1950-2000-х годов.
Для этнологов, историков и более широкого круга читателей.

По сети "Академкнига"
ISBN 978-5-02-036993-1
©Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Институт истории, археологии и
этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН, 2010
© Российская академия наук и издательство "Наука",
серия "Народы и культуры" (разработка, оформление), 1992 (год основания), 2010
© Редакционно-издательское оформление. Издательство "Наука", 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ
Представляемая читателям коллективная монография "Народы Северо-Востока Сибири" - это очередной том серии "Народы и культуры". Он подготовлен в рамках проекта "Народы и культуры", осуществляемого Институтом этнологии и антропологии РАН в сотрудничестве с научными центрами Российской Федерации и ряда зарубежных стран при поддержке Президиума РАН, Российского гуманитарного научного фонда и издательства "Наука". Подготовка рукописи осуществлена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 05-01-01167а.

Монография посвящена айнам, алеутам, ительменам, камчадалам, керекам, корякам, нивхам, чуванцам, чукчам, эскимосам, юкагирам - коренным народам
Северо-Востока Сибири - особой этногеографической области Дальнего Востока, которая включает восточную часть Якутии, Чукотку, Камчатку, о. Сахалин, Командорские и Курильские острова. Проживающие в этой части России аборигенные этнические сообщества являются исконными насельниками данных территорий, создателями и хранителями своеобразных культур, которые составляют важную часть человеческой цивилизации. На протяжении многих веков обитатели Севера и Дальнего Востока осваивали арктические и горно-таежные ландшафты, адаптировались к экстремальным природным условиям, вырабатывали самобытные традиции. Обширные территории проживания аборигенных народов Северо-Востока являются важнейшими ресурсными регионами России. Историческая колонизация и современная промышленно-хозяйственная деятельность почти всегда заключали в себе сложный конфликт между традиционными системами жизнеобеспечения аборигенов и индустриальными новациями, запросами переселенцев из европейской части страны, ставших численно преобладающими.
Как показал недавний опыт осуществления международных нефтегазовых проектов на о. Сахалин, решение отмеченной выше фундаментальной коллизии интересов не найдено до сих пор. Занятия рыболовством, оленеводством и промыслом морского зверя находятся под постоянной угрозой и несут серьезный ущерб, зачастую без поддержки и компенсаций со стороны компаний и государства. Будущее аборигенной экономики, скорее всего, за культурно ориентированной модернизацией. Видимо, эта стратегия должна соединять в себе развитие (с учетом современных технологий) традиционных занятий как условие сохранения этнокультурной преемственности и новых, более доходных и специализированных занятий в экономике, включая частное предпринимательство.
Одним из условий осуществления такой стратегии является вовлечение представителей коренных народов в сферу высшего образования и систему повышения профессиональной квалификации. Хорошо подготовленные специалисты для образования, здравоохранения, управления, науки, предпринимательства - это непременная предпосылка для поступательного развития аборигенных народов региона. Меры, предпринимавшиеся в этом направлении в советское время, нельзя недооценивать. Однако в современных условиях политика "мягкой аккультурации" требует особого внимания и деликатности. Особенно важно, чтобы подготовленные специалисты оставались в регионе и работали на благо своих народов и в свое удовольствие. Разумеется, это реально только при серьезном и комплексном подходе к экономическому, социальному и культурному развитию северных территорий.
В уязвимом положении находятся культуры рассматриваемых в томе народов, особенно их языки. Ассимиляция в пользу доминирующих культурных систем (русской или якутской), повсеместное утверждение общероссийских культурных норм, а также распространение глобальных культурных явлений через современные средства коммуникации, телевидение, международные контакты определяют новые, более сложные культурные стратегии.
Сложной и неоднозначной по своим последствиям является проблема утраты родных языков и перехода на русский язык. Суть проблемы - могут ли данные
культуры воспроизводиться и развиваться на иной языковой основе. Мировая практика показывает, что последствия могут варьировать. Соотношение между аккультурацией и ассимиляцией, о чем писали еще в конце первой половины прошлого века Р. Линтон, Р. Редфилд и М. Херсковиц {Redfild, Linton, Herskovits, 1940), разнятся в каждом конкретном случае. Обнадеживает то, что коренные народы региона по истечении столетий нахождения в составе Российского государства - при всех сопутствующих трудностях - обнаружили замечательные свойства адаптации к резко меняющимся привходящим условиям и способность сохранять функциональные традиции - те традиции, которые и сегодня соответствуют потребностям людей.
С точки зрения государственных интересов надо, в частности, понять, что и в будущем представители малочисленных народов Северо-Востока будут составлять одну из основ развития этой территории страны. Именно они останутся носителями адаптационных практик, уникального народного знания, своеобразных духовных ценностей. Сохранение и обеспечение социально-экономического и этнокультурного развития народов Северо-Востока представляет собой общенациональный приоритет и один из важных приоритетов мирового культурного наследия.
Стратегия государственной политики в отношении народов региона, равно как и народов других "аборигенных" областей страны, должна заключаться в
поддержке этнокультурных ориентации, стратегий этих народов и их социальных сегментов. В равной степени неверны и жесткий патернализм, осуществлявшийся в СССР, и "музейный подход" сохранения всеми силами прежнего уклада, к чему зачастую призывают некоторые ученые и активисты национальных движений (обычно, кстати, предпочитающие урбанизированный образ жизни).
Люди должны иметь право выбора. А власти обязаны обеспечить возможности для реализации этого выбора.

Подготовку данного тома координировал Институт этнологии и антропологии РАН совместно с Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Для написания монографии были привлечены известные исследователи истории, этнографии, археологии, фольклора, языков народов Северо-Востока из научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Магадана, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Якутска.
В книге даются общие сведения об исследуемых народах, рассматриваются их этногенез и этническая история, характеризуются материальная и духовная
культура, общественные и семейные отношения. Особое внимание уделяется этнокультурным процессам в советский период и постсоветским трансформациям, связанным с ростом этнического самосознания северных народов, с изменениями в хозяйстве, культуре, в отношении к родному языку, религии, традициям.
Каждому из народов посвящен отдельный очерк. Объем очерка, его структурные и содержательные особенности определяются численностью рассматриваемого народа, степенью его этнографической изученности и этнической репрезентативности той или иной сферы его культуры.
Введены в научный оборот новые архивные документы и материалы этнографических экспедиций. Привлечены фонды и коллекции отечественных и зарубежных музеев, архивов, в том числе Американского музея естественной истории (Нью-Йорк), Института этнологии и антропологии РАН, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива древних актов, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), окружных и областных архивов, статистических управлений, похозяйственные списки сельских администраций. Представлен богатый иллюстративный материал, большая часть которого публикуется впервые. Особый интерес представляют фотографии из Фотоархива ИЭА РАН (Фонды Северной экспедиции), сделанные в 1950-2000 гг. во время полевой работы сотрудников Института на Северо-Востоке Сибири, а также снимки образцов косторезного искусства из коллекции В.А. Тишкова. Подготовку фотографий для печати осуществляли М.Б. Лейбов и Н.В. Хохлов. Иллюстрации, публикуемые в томе, сопровождаются краткими аннотациями с обязательным указанием на место съемки в соответствии с современным административно-территориальным делением.
Редакторы серии выражают благодарность директору Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Ю.К. Чистову, заведующей Отделом Сибири МАЭ Л.Р. Павлинской, директору Музея народов Востока А.В. Седову, разрешивших использовать для подготовки тома иллюстративные материалы из фондов этих музеев, а также исследователям, представившим для тома фотографии из своих личных архивов: Т.С. Балуевой, Е.П. Батьяновой, СВ. Березницкому, М.М. Бронштейну, А.Ю. Вахрушеву, К.А. Днепровскому, Н.А. Кренке, Н.А. Месштыб, О.А. Мурашко, В.В. Подмаскину, А. Сухонину, В.А. Тураеву, Н.В. Хохлову, Т.С. Шенталинской, В.И. Шадрину.

Выражаем искреннюю признательность рецензентам тома: к.и.н. В.Г. Смолицкому и д.и.н. Ч.М. Таксами.
Благодарим сотрудников Института этнологии и антропологии РАН к.и.н. В.В. Степанова - автора электронных карт, Г.П. Петухову, Е.А. Юрину и Н.В. Павлову за техническую подготовку тома, заведующую редакцией истории издательства "Наука" Н.Л. Петрову, ее коллег.

В.А. Тишков, СВ. Чешко


Предисловие (В.А. Тишков, СВ. Чешко) 5
Введение (Е.П. Батъянова, В.А. Тураев) 8
Языки народов Северо-Востока Сибири: современная ситуация (Н.Б. Бахтин) 19
Антропологическая характеристика коренных народов Северо-Востока Азии (Т.С. Балуева) 33
Древние культуры Северо-Востока России и этногенез северо-восточных палеоазиатов (А.И. Лебединцев) 46

АЙНЫ

Глава I. Общие сведения (В.А. Тураев) 74
Глава П. Этногенез и этническая история (В.А. Тураев) 76
Глава III. Хозяйство и материальная культура (В.А. Тураев) 83
Глава IV. Социальная организация (В.А. Тураев) 89
Глава V. Духовная культура (В.А. Тураев) 92

АЛЕУТЫ

Глава I. Общие сведения (Н.А. Лопуленко) 96
Глава II. Этногенез и этническая история (Н.А. Лопуленко) 102
Глава III. Хозяйство и материальная культура (Н.А. Лопуленко) 108
Глава IV. Социальная организация и семейно-брачные отношения (Н.А. Лопуленко) 123
Глава V. Духовная культура (Н.А. Лопуленко) 130
Глава VI. Социально-культурное развитие в XX веке (Н.А. Лопуленко) 138

ИТЕЛЬМЕНЫ

Глава I. Общие сведения (В. А. Тураев, А.П. Володин, О.А. Мурашко) 140
Глава II. Этногенез и этническая история (И.С. Вдовш, В.А. Тураев) 146
Глава III. Традиционное хозяйство (В.А. Тураев) 155
Глава IV. Материальная культура (В.А. Тураев) 163
Глава V. Общественный строй и социальные отношения (И.С. Вдовш) 178
Глава VI. Духовная культура (А.П. Володин, С.Ф. Карабанова, Н.В. Кочешков,
Н.К.Старкова) 182
Глава VII. Современные этнические процессы и общественное движение (О.А. Мурашко) 195

КАМЧАДАЛЫ

Глава I. Общие сведения (О.А. Мурашко) 201
Глава II. История формирования камчадалов (О.А. Мурашко) 205
Глава III. Традиционная культура (О.А. Мурашко) 213
Глава IV. Социальное устройство (О.А. Мурашко) 227
Глава V. Духовная культура (О.А. Мурашко) 231
Глава VI. Трансформация этнической идентичности и культуры камчадалов в советский и постсоветский периоды (О.А. Мурашко) 236
Глава VII. Камчадалы Магаданской области (Л.Н. Хаховская) 247

КЕРЕКИ

Глава I. Общие сведения (Е.П. Батъянова) 262
Глава II. Этногенез и этническая история (Е.П. Батъянова) 266
Глава III. Хозяйственные занятия и материальная культура (Е.П. Батъянова) 268
Глава IV. Социальная организация и семейные отношения (Е.П. Батъянова) 286
Глава V. Духовная культура (Е.П. Батъянова) 289
Глава VI. Трансформации в этническом статусе кереков в советский и постсоветскийпериоды (Е.П. Батъянова) 296

КОРЯКИ

Глава I. Общие сведения (В.А. Тураев) 299
Глава II. Этногенез и этническая история (В.А. Тураев) 303
Глава III. Традиционное хозяйство (В.А. Тураев) 308
Глава IV. Материальная культура (В.А. Тураев) 321
Глава V. Социальная организация (В.А. Тураев) 347
Глава VI. Духовная культура (В.В. Горбачева, Е.Г. Демидова, М.Я. Жорницкая, Л.Я. Иващенко, Н.В. Кочешков) 351
Глава VII. Этнокультурные процессы в советский и постсоветский периоды (Е.П. Батъянова) 372

НИВХИ

Глава I. Общие сведения (В.А. Тураев) 380
Глава II. Этногенез и этническая история (Е.В. Рудникова) 383
Глава III. Традиционное хозяйство (В.А. Тураев) 388
Глава IV. Материальная культура (В.А. Тураев) 397
Глава V. Социальная организация (Е.В. Фадеева) 412
Глава VI. Семейная обрядность (Е.В. Фадеева) 416
Глава VII. Духовная культура (Н.В. Кочешков, Н.А. Мамчева, С.Н. Скоринов, Л.Е. Фетисова) 422
Глава VIII. Нивхи в постсоветский период (В.А. Тураев) 442

ЧУВАНЦЫ

Глава I. Общие сведения (Е.П. Батъянова) 445
Глава II. Основные виды хозяйственной деятельности и материальная культура (Е.П. Батъянова) 452
Глава III. Общественные и семейные отношения (Е.П. Батъянова) 474
Глава IV. Духовная культура (Е.П. Батъянова, Т.С. Шенталинская) 478
Глава V. Этническое развитие чуванцев в советский период и постсоветские трансформации (Е.П. Батъянова) 499

ЧУКЧИ

Глава I. Общие сведения (В.А. Тураев) 507
Глава II. Этногенез и этническая история (И.С. Вдовин) 510
Глава III. Хозяйство и материальная культура (И.С. Вдовин, Е.П. Батъянова) 517
Глава IV. Социальная организация и семейно-брачные отношения (И.С. Вдовин, Е.П. Батъянова) 544
Глава V. Духовная культура (Е.П. Батъянова, И.С. Вдовин, С.Ф. Карабанова, Н.В. Кочешков, В.А. Лыткин, В.А. Тураев) 553
Глава VI. Этнические и социальные процессы в советский и постсоветский периоды (Е.П. Батъянова, В.А. Тураев) 571

ЭСКИМОСЫ

Глава I. Общие сведения (Н.А. Лопуленко) 583
Глава II. Этногенез и этническая история (Н.А. Лопуленко) 588
Глава III. Хозяйство и материальная культура (Н.А. Лопуленко) 590
Глава IV. Социальная организация и семейно-брачные отношения (Н.А. Лопуленко) 606
Глава V. Духовная культура (Н.А. Лопуленко) 611
Глава VI. Социально-культурное развитие в XX веке (Н.А. Лопуленко) 631

ЮКАГИРЫ

Глава I. Общие сведения (Н.В. Плужников) 636
Глава II. Этногенез и этническая история (Н.В. Плужников) 640
Глава III. Хозяйство и материальная культура (Н.В. Плужников) 643
Глава IV. Социальная организация. Семья и брак (Н.В. Плужников) 664
Глава V. Духовная культура (Н.В. Плужников) 668
Глава VI. Этнокультурное развитие юкагиров в советское и постсоветское время (В.И.Шадрин) 677
Косторезное искусство народов прибрежной Чукотки (М.М. Бронштейн) 686
Архивные материалы 711
Библиография 712
Принятые сокращения 768