Проклятый клад. Аномальные явления на местах, где зарыты «проклятые» клады (9 фото) Проклятые клады

В конце XIX века в крохотной французской деревушке Ренн-ле-Шато были найдены несметные сокровища, когда-то принадлежавшие кюре Беранже Соньеру. С 1891 по 1917 год этот человек израсходовал более полутора миллиардов франков, но богатство его не иссякло. Почему? Почти каждый, кто пытался найти объяснение этому, погибал мучительной смертью...

Странный выбор

1 июня 1885 года в маленьком приходе Ренн-ле-Шато появился 33-летний Беранже Соньер. Он блестяще закончил семинарию, но отказался от карьеры священнослужителя, а отправился в деревушку, приютившуюся у подножия Восточных Пиренеев, с населением всего-то 200 человек. Правда, вверенная ему церковь Святой Магдалины давно обветшала, но проводить службы в ней еще было как-то возможно.

В ту пору жалованье священнослужителям платило государство, но однажды Соньер произнес проповедь, которую власти сочли несвоевременной, занесли его в «черный список» и лишили денежного довольствия. Теперь кюре вынужден был добывать себе пропитание охотой и рыбной ловлей. Тем не менее он... нанял служанку, Мари Денарно! Судя по всему, эти двое людей, столь разные по характеру и образованию, были связаны какой-то тайной. И даже когда Соньер вдруг стал купаться в роскоши, он не подумал расстаться с Мари. А она, в свою очередь, даже на склоне лет, измученная болезнями, не раскрыла эту связывающую их тайну.

К счастью, некий аббат Понс завещал приходу Ренн-ле-Шато 600 франков, и в 1888 году благодаря этому скромному дару Соньер смог начать в храме самые необходимые ремонтные работы. Дал денег на реставрацию и местный муниципалитет.

Свитки из прошлого

В конце 1891 года рабочие приступили к ремонту церковного алтаря, который покоился на двух очень древних столбах, украшенных тонкой резьбой в виде крестов и загадочных букв. Реставраторов ждал сюрприз: один из столбов оказался полым, и Соньер извлек из него четыре деревянные трубки, концы которых были залеплены воском! Причем на воске виднелись оттиски каких-то странных печатей. Трубки тут же распечатали, и из них выпали пергаментные свитки, на которых были изображены три генеалогических древа и написан латинский текст.

На первый взгляд, текст казался бессмысленным, и только очень внимательный читатель мог заметить, что одни буквы в тексте чуть возвышались над другими. Если читать только их, то получались фразы: «Это сокровище принадлежит королю Дагоберту II и Сиону. Посягнувшему на сокровище - смерть!» Дело получило огласку, но Соньер убедил местные власти продать загадочные трубки антикварам в Париже. Туда муниципалитет и отрядил предприимчивого кюре, оплатив ему все расходы.

Судя по всему, Беранже Соньер понял, что в свитках скрывается информация о сокровищах какого-то секретного ордена, и решил ее расшифровать. Прибыв на место, он отправился к руководителю семинарии в Сен-Сюльписе, аббату Бьелю, специалисту в области лингвистики, тайнописи и палеографии, а также посетил Лувр, где заказал копии трех картин: «Аркадские пастухи» Пуссена, «Искушение святого Антония» кисти Тенирса и портрет папы Целестина V неизвестного художника.

По какой-то причине аббат Бьель не вернул Соньеру свитки (впрочем, кюре успел на всякий случай их скопировать), и ему пришлось как-то объяснять эту пропажу местным властям. А вскоре он посетил в Каркассоне (ближайшем к Ренн-ле-Шато городке) епископа и после беседы с ним не только не подвергся наказанию за утраченные свитки, но и получил «за труды» 2000 франков! Видимо, он поделился с епископом какой-то информацией.

«Ужасно это место»

Продолжая реставрацию церкви, кюре вскоре извлек из подпола резную плиту, относящуюся к VII или VIII веку и, возможно, закрывающую собой старинный склеп. Затем он разыскал на местном кладбище могилу маркизы Марии д’Отпуль де Бланшфор, почившей около 100 лет назад. На ее надгробном камне можно было разобрать надпись, которую кюре немедленно уничтожил! В сопровождении своей верной служанки Мари кюре обошел окрестности в поисках других надгробных камней. Говорят, он искал на них какие-то таинственные надписи. Вскоре кюре начал ездить в разные страны, после чего оттуда на имя его служанки Мари стали приходить крупные денежные переводы. После этого святой отец принялся буквально сорить деньгам и, объясняя это тем, что получил наследство. Как оказалось после его смерти, эти траты исчислялись миллионами франков! Правда, часть денег была направлена на благоустройство деревни и помощь ее наиболее бедным жителям. А над портиком церкви по распоряжению кюре выгравировали надпись на латинском языке: «Ужасно это место». Сама же церковь была полностью перестроена.

Все работы завершились в 1897 году, освятил ее епископ Каркассонский Бийар, хотя, казалось бы, он не должен был этого делать. В самом деле, стоило человеку войти внутрь - тотчас его охватывала неясная тревога! К тому же кропильницу поддерживал безобразный бронзовый бесенок, а когда глаза привыкали в полумраку, то на стенах возникало изображение целой толпы уродливых созданий, застывших в непристойных позах, раскрашенных в яркие цвета и уставившихся на гостей леденящим душу взглядом. Однако, что бы ни творил Соньер, он всегда встречал поддержку высшего церковного начальства.

В причастии не нуждается...

Восстановив церковь, кюре продолжал сорить деньгами. Например, построил на вершине горы трехэтажную зубчатую башню, для себя соорудил огромную виллу, разбил чудесный парк с водоемом. Он покупал редкие китайские вещи, дорогие ткани, античные мраморные статуэтки, собрал великолепную библиотеку. В своей вилле кюре устраивал для прихожан банкеты, на которых вручал всем присутствующим дорогие подарки. 17 января 1917 года с Соньером случился удар. К нему пригласили священника из соседнего прихода, который после разговора с умирающим заявил, что в последнем причастии тот не нуждается... В своем завещании Соньер объявил, что у него за душой нет и сантима. Однако его верная служанка Мари продолжала жить на вилле хозяина на широкую ногу вплоть до 1946 года, и только денежная реформа ее разорила. В 1953 году с ней, как и с Беранже Соньером, случился удар, и вскоре она умерла. Впрочем, перед смертью женщина успела кое-что сказать своему брату Ноэлю Корбю. По ее словам, старинный пергамент, найденный под алтарем, содержал зашифрованные сведения о местонахождении клада, а ключом к тайне явилась картина «Аркадские пастухи».

На картине изображены трое пастухов и пастушка, которые, окружив старинную могилу, созерцают на ней неясную надпись на латинском языке, а на заднем плане изображен горный пейзаж, рожденный фантазией художника. Так вот, в 1970 году в десяти километрах от Ренн-ле-Шато, у деревни Арк, была найдена могила, идентичная той, которую рассматривают пастухи на картине. Когда могилу вскрыли, она оказалась пустой...

Тайна, уносящая жизни

В 1956 году Рене Декадейа, хранитель библиотеки Каркассона, с несколькими энтузиастами предприняли раскопки в церкви Ренн-ле-Шато, перед главным алтарем, где нашли немало любопытного. Например, череп мужчины с рубленой раной, а в саду дома Соньера - тела трех мужчин с огнестрельными ранениями.

Господин Ноэль Корбю, последний владелец поместья и бумаг Беранже Соньера, погиб в автокатастрофе в 1968 году.

Муллу Факхар-уль-Ислама, также страстно желавшего разгадать тайну сокровищ Ренн-ле-Шато, нашли обезображенным на полотне железной дороги в 1967 году.

Менее чем через месяц монсеньер Буайе, главный викарий епископства Каркассонского, который очень и очень интересовался загадкой сокровищ Соньера, получил тяжелые увечья в автокатастрофе. Скорбный список жертв продолжается и поныне. Но, невзирая на неослабевающее внимание к тайнам кюре Соньера, несомненно одно: проявлять повышенный интерес к этому делу опасно...

Проклятые клады

Неспроста появились предания о проклятых кладах, зародились они из народной веры в то, что те, кто совершил преступления ради обладания чужими ценностями и спрятал их до лучших времен, непременно должны понести справедливое наказание.

Приняв за основу выверенный практикой тезис, что слова мудрецов часто материализуются, примем за основу и то, что у иных гробов все-же есть карманы. Не в переносном, а в прямом смысле. Ибо разнообразные эпистолярные источники прям-таки изобилуют сведениями о так называемых драгоценных погребениях, когда покойного, пролив дождь золота и бриллиантов, предавали земле, не лишая того, без чего своего бытия не мыслил. Скорей всего, именно отсюда пошло проклятие: «Давись золотом, когда околеешь».

Бизнес кладбищенских кладоискателей, в основном, невозможен без архивных изысканий, оперативных разработок, которым могли бы позавидовать историки и сотрудники спецслужб, похож на остросюжетные бесконечные по протяженности детективные романы. Если даже доставание ценностей из могил завершалось успешно, позже, подчас годы спустя, кладоискателей настигала расплата. Порой абсурдная по жестокости, непостижимая по мистичности.

Во второй половине XIX столетия в одном из старейших российских городов, Костроме, процветало купечество. Среди этого торгового сословия попадались люди, сказочные состояния которых сочетались с экзотичностью поступков. Например, купчиха Мария Сысоева, несмотря на ослепительную красоту, остатки которой были заметны до глубокой старости, так и, не вышла замуж, потому не сомневалась в том, что появись в ее 5-и домах муж, начнет подворовывать, с целью прибрать к рукам все, и непременно убьет. А прибирать к рукам было что.

Поговаривали, будто Сысоева активы, на которые закупала колониальные товары, размещала в московском банке, акционером которого была. Половину же весьма внушительных прибылей держала в своей спальне -в непомерных размерах полой дубовой колоде, на которой спала, завещая в той же колоде похоронить ее, вместе с золотыми червонцами, драгоценными камнями, другими ценными вещами.

Господа эти в январе 1873 года, когда Сысоеву погребли на кладбище Ипатьевского монастыря, озолотив повариху купчихи, 30-и летнюю Дарью Кравченко, добыли сведения о том, что богачка, как пить дать, возлежит на том, что нажила. Правдивость слов поварихи косвенно подтверждало то, что купчиха была хоронена в колоде с наглухо заколоченным верхом, и залитой, чтобы не обратилась в труху, креозолом. Была суровая зима. Так как промерзшую кладбищенскую землю никакие заступы не брали, банда кладоискателей во главе с дворянином Федором Уховым сочла разумным дождаться тепла в Москве, накануне отъезда допустив кровавую ошибку.

Не поделив во время пьяного застолья Дарью Кравченко, ее застрелили. Тело было выброшено в сугроб, рядом с могилой Сысоевой. Сделали это днем. Свидетелями стали завсегдатаи ночлежки, донесшие в полицию. Мужички сообразили, что бандиты рано ли — поздно, но обязательно вернутся на кладбище, на котором бродяги подрабатывали рытьем могил, установкой надгробий. И ожидания ночлежников оправдалось в ночь на 14 июня, когда они вольготно попивали винцо на вольном воздухе.

Что же увидели бродяги? В донесении полицейского пристава Алексея Бурова — настоящей жемчужине архива МВД России — черным по белому написано, что 5 мужчин, прибывших на погост в телеге, запряженной двойкой ломовых лошадей, за полчаса добрались до гроба, то бишь, до дубовой колоды. Подняв колоду лямками, понесли к телеге, которая была оставлена в четверти версты. Но погрузить не получилось из-за атаковавших бродяг, двое из которых тут же были убиты. Трое ночлежников, рассвирепев, мстя за товарищей, забили заступами пятерых бандитов.

Из кладоискателей выжил лишь Федор Ухов, пояснивший, что труп поварихи подбросил к могиле купчихи лично, потому что знает, что всегда надобно приносить жертву, чтобы клад легко дался.

Ценности, извлеченные полицейскими из колоды, оказались «с трудом подъемными». 6 ведер золота, ювелирных изделий, ценных бумаг и ассигнаций. Наличие бумаг и ассигнаций окончательно убедило в том, что у престарелой купчихи не все в порядке было с психикой. У Сысоевой не было наследников. Клад из кладбищенской колоды отошел казне. Бродяг, как пишет Ухов, славно вознаградили пожизненным правом проживать в одном из домов Сысоевой, превращенных в казенный приют призрения бывших государственных чиновников. В 1901 году писатель Алексей Писемский, наслышанный о костромском кладе, опубликовал очерк российских нравов, выведя мораль: «Золото, особенно могильное, всегда кровь, грязь, низости, духовное растление, мрак смерти. Это всегда проклятие».

Бой под Ревелем

В 1893 году, когда столица нынешней Эстонии Таллин называлась Ревелем и входила в состав Российской империи, на давным-давно заброшенных кладбищенских землях, у башни «Толстая Маргарита», разыгралась кровавая трагедия. Толчок ей дал владелец аптеки, немец по национальности Иохан Герц, который во время прогулки нашел в зарослях бузины грубой выделки золотой винный кубок. Будучи человеком законопослушным, аптекарь отнес находку в полицию, о чем тут же раззвонили городские газеты, оказав нашедшему и его семейству медвежью услугу. За полночь 2 июня в дом Герца ввалились нежданные гости. Угрожая поджечь особняк, потребовали указать точное место находки. Аптекарь показал.

Через неделю дом его сгорел дотла. Так как домочадцы и он сам пребывали на хуторе, о чем поджигатели не знали, никто не пострадал. Полиция же немедленно взяла Герца, его жену и троих детей-подростков под усиленную охрану. Одновременно поблизости от «Толстой Маргариты» были расставлены посты тайного наблюдения. Вскоре стражи порядка наблюдали за тем, как по меньшей мере дюжина человек с заступами стали копать ямы. То, что подняли из ям, изумило. В рапорте вышестоящему начальству, подписанном прокурором Г. Я. Лычевским, указано, что 5 пудов золота перемежались с фрагментами человеческих скелетов. Доносил прокурор и о том, что копатели оказали полицейским яростное сопротивление, потеряв в перестрелке пятерых человек.

Один полицейский был убит. В ходе дознания всплыла характерная деталь. Выяснилось, что в средние века сокровища часто прятали «под боком у покойных», полагая, что суеверный страх — лучший оберег. В том же Таллинне уже при Советской власти, разбивая на забытых кладбищах парки, занимаясь строительством и благоустройством, рабочие иногда находили немалые ценности. Что касается банды мещанина Я. И. Клыча, сделавшей сенсационные находки, учинившей бой у «Толстой Маргариты», по совокупности содеянного члены ее были приговорены к пожизненным каторжным работам.

Покаяться и продолжить

Российскому читателю о Ревельских событиях стало известно в 1915 году из книги «Записки каторжанина». Автор, раскаявшийся рецидивист А. Молчанов, в молодости получивший университетское образование, завершил повествование пассажем, который грех не процитировать: «Почему я мародерствовал? Нет, не обогащение толкало. Жажда приключения, опасность, месть загробных духов, в преследовании которых убеждался постоянно. Неодолимая тяга к опасному промыслу. Что же, покаяться и продолжать? Были бы силы. Стар я. Дорога к кладбищу теперь не грезится. Видно ее».

В конце XIX века в крохотной французской деревушке Ренн-ле-Шато были найдены несметные сокровища, когда-то принадлежавшие кюре Беранже Соньеру. С 1891 по 1917 год этот человек израсходовал более полутора миллиардов франков, но богатство его не иссякло. Почему? Почти каждый, кто пытался найти объяснение этому, погибал мучительной смертью...

Странный выбор

1 июня 1885 года в маленьком приходе Ренн-ле-Шато появился 33-летний Беранже Соньер. Он блестяще закончил семинарию, но отказался от карьеры священнослужителя, а отправился в деревушку, приютившуюся у подножия Восточных Пиренеев, с населением всего-то 200 человек. Правда, вверенная ему церковь Святой Магдалины давно обветшала, но проводить службы в ней еще было как-то возможно.
В ту пору жалованье священнослужителям платило государство, но однажды Соньер произнес проповедь, которую власти сочли несвоевременной, занесли его в «черный список» и лишили денежного довольствия. Теперь кюре вынужден был добывать себе пропитание охотой и рыбной ловлей. Тем не менее он... нанял служанку, Мари Денарно! Судя по всему, эти двое людей, столь разные по характеру и образованию, были связаны какой-то тайной. И даже когда Соньер вдруг стал купаться в роскоши, он не подумал расстаться с Мари. А она, в свою очередь, даже на склоне лет, измученная болезнями, не раскрыла эту связывающую их тайну.
К счастью, некий аббат Понс завещал приходу Ренн-ле-Шато 600 франков, и в 1888 году благодаря этому скромному дару Соньер смог начать в храме самые необходимые ремонтные работы. Дал денег на реставрацию и местный муниципалитет.

Свитки из прошлого

В конце 1891 года рабочие приступили к ремонту церковного алтаря, который покоился на двух очень древних столбах, украшенных тонкой резьбой в виде крестов и загадочных букв. Реставраторов ждал сюрприз: один из столбов оказался полым, и Соньер извлек из него четыре деревянные трубки, концы которых были залеплены воском! Причем на воске виднелись оттиски каких-то странных печатей. Трубки тут же распечатали, и из них выпали пергаментные свитки, на которых были изображены три генеалогических древа и написан латинский текст.
На первый взгляд, текст казался бессмысленным, и только очень внимательный читатель мог заметить, что одни буквы в тексте чуть возвышались над другими. Если читать только их, то получались фразы: «Это сокровище принадлежит королю Дагоберту II и Сиону. Посягнувшему на сокровище - смерть!» Дело получило огласку, но Соньер убедил местные власти продать загадочные трубки антикварам в Париже. Туда муниципалитет и отрядил предприимчивого кюре, оплатив ему все расходы.
Судя по всему, Беранже Соньер понял, что в свитках скрывается информация о сокровищах какого-то секретного ордена, и решил ее расшифровать. Прибыв на место, он отправился к руководителю семинарии в Сен-Сюльписе, аббату Бьелю, специалисту в области лингвистики, тайнописи и палеографии, а также посетил Лувр, где заказал копии трех картин: «Аркадские пастухи» Пуссена, «Искушение святого Антония» кисти Тенирса и портрет папы Целестина V неизвестного художника.
По какой-то причине аббат Бьель не вернул Соньеру свитки (впрочем, кюре успел на всякий случай их скопировать), и ему пришлось как-то объяснять эту пропажу местным властям. А вскоре он посетил в Каркассоне (ближайшем к Ренн-ле-Шато городке) епископа и после беседы с ним не только не подвергся наказанию за утраченные свитки, но и получил «за труды» 2000 франков! Видимо, он поделился с епископом какой-то информацией.

«Ужасно это место»

Продолжая реставрацию церкви, кюре вскоре извлек из подпола резную плиту, относящуюся к VII или VIII веку и, возможно, закрывающую собой старинный склеп. Затем он разыскал на местном
кладбище могилу маркизы Марии д’Отпуль де Бланшфор, почившей около 100 лет назад. На ее надгробном камне можно было разобрать надпись, которую кюре немедленно уничтожил! В сопровождении своей верной служанки Мари кюре обошел окрестности в поисках других надгробных камней. Говорят, он искал на них какие-то таинственные надписи. Вскоре кюре начал ездить в разные страны, после чего оттуда на имя его служанки Мари стали приходить крупные денежные переводы. После этого святой отец принялся буквально сорить деньгам и, объясняя это тем, что получил наследство. Как оказалось после его смерти, эти траты исчислялись миллионами франков! Правда, часть денег была направлена на благоустройство деревни и помощь ее наиболее бедным жителям. А над портиком церкви по распоряжению кюре выгравировали надпись на латинском языке: «Ужасно это место». Сама же церковь была полностью перестроена.
Все работы завершились в 1897 году, освятил ее епископ Каркассонский Бийар, хотя, казалось бы, он не должен был этого делать. В самом деле, стоило человеку войти внутрь - тотчас его охватывала неясная тревога! К тому же кропильницу поддерживал безобразный бронзовый бесенок, а когда глаза привыкали в полумраку, то на стенах возникало изображение целой толпы уродливых созданий, застывших в непристойных позах, раскрашенных в яркие цвета и уставившихся на гостей леденящим душу взглядом. Однако, что бы ни творил Соньер, он всегда встречал поддержку высшего церковного начальства.

В причастии не нуждается...

Восстановив церковь, кюре продолжал сорить деньгами. Например, построил на вершине горы трехэтажную зубчатую башню, для себя соорудил огромную виллу, разбил чудесный парк с водоемом. Он покупал редкие китайские вещи, дорогие ткани, античные мраморные статуэтки, собрал великолепную библиотеку. В своей вилле кюре устраивал для прихожан банкеты, на которых вручал всем присутствующим дорогие подарки. 17 января 1917 года с Соньером случился удар. К нему пригласили священника из соседнего прихода, который после разговора с умирающим заявил, что в последнем причастии тот не нуждается... В своем завещании Соньер объявил, что у него за душой нет и сантима. Однако его верная служанка Мари продолжала жить на вилле хозяина на широкую ногу вплоть до 1946 года, и только денежная реформа ее разорила. В 1953 году с ней, как и с Беранже Соньером, случился удар, и вскоре она умерла. Впрочем, перед смертью женщина успела кое-что сказать своему брату Ноэлю Корбю. По ее словам, старинный пергамент, найденный под алтарем, содержал зашифрованные сведения о местонахождении клада, а ключом к тайне явилась картина «Аркадские пастухи».
На картине изображены трое пастухов и пастушка, которые, окружив старинную могилу, созерцают на ней неясную надпись на латинском языке, а на заднем плане изображен горный пейзаж, рожденный фантазией художника. Так вот, в 1970 году в десяти километрах от Ренн-ле-Шато, у деревни Арк, была найдена могила, идентичная той, которую рассматривают пастухи на картине. Когда могилу вскрыли, она оказалась пустой...

Тайна, уносящая жизни

В 1956 году Рене Декадейа, хранитель библиотеки Каркассона, с несколькими энтузиастами предприняли раскопки в церкви Ренн-ле-Шато, перед главным алтарем, где нашли немало любопытного. Например, череп мужчины с рубленой раной, а в саду дома Соньера - тела трех мужчин с огнестрельными ранениями.
Господин Ноэль Корбю, последний владелец поместья и бумаг Беранже Соньера, погиб в автокатастрофе в 1968 году.
Муллу Факхар-уль-Ислама, также страстно желавшего разгадать тайну сокровищ Ренн-ле-Шато, нашли обезображенным на полотне железной дороги в 1967 году.
Менее чем через месяц монсеньер Буайе, главный викарий епископства Каркассонского, который очень и очень интересовался загадкой сокровищ Соньера, получил тяжелые увечья в автокатастрофе. Скорбный список жертв продолжается и поныне. Но, невзирая на неослабевающее внимание к тайнам кюре Соньера, несомненно одно: проявлять повышенный интерес к этому делу опасно...

В белорусском фольклоре, в первую очередь в преданиях, довольно часто описываются такие аномальные события, как появление на месте спрятанных в землю сокровищ таинственных огоньков и привидений, других странных и мистических существ.

Согласно народным поверьям, такие сокровища считаются заколдованными, они время от времени поднимаются на поверхность земли и как бы «просушиваются» в виде красных (золото), синих или белых (серебро) огоньков.

Но при приближении человека к сокровищу или прикосновении к нему, свечение внезапно исчезает. Согласно некоторым преданиям, подобные огоньки и различные инфернальные существа около них можно увидеть среди ночи на реках, озерах, болотах, курганах, кладбищах, городищах, холмах и около культовых камней…

Так, около д. Кольчуны Ошмянского р-на в лесу находится большой валун, на одной из сторон которого высечен крест. В народе верят, что под этим камнем зарыт клад, оставленный самим Наполеоном. Ранее валун лежал на горе, но многие кладоискатели пытались сдвинуть его с места, даже хотели взорвать. Да все попусту, камень наоборот начал «лезть» в землю. А жители деревни стали видеть по ночам на том месте необычное свечение. Люди думали, что кто-то ищет клад, однако, находились и те, кто называл это явление паранормальным.

Валун у д. Кольчуны (Ошмянский район).

Вблизи д. Именины Кобринского р-на на высокой горе, покрытой сосновым лесом, также некогда лежал большой камень. Однажды на нем решил переночевать один человек. Но невидимая сила отбросила его шагов на пятьдесят в сторону. Оттуда он увидел на камне поочередно вспышки то синего, то красного огня. Когда человек приближался к камню, огонь исчезал, а как только отдалялся от валуна, огонь снова появлялся. На другой день у камня нашли три серебряные монеты. Как говорит предание, огонь на том месте является и сейчас.

Довольно часто в рассказах о таких камнях фигурируют не только огоньки, но и таинственные звуки, различные существа. Например, неподалеку от д. Лынтупы Поставского р-на, где-то 0,5 км к востоку от нее, в урочище Прыдатки2 некогда лежал «Чертов Камень». Местные люди утверждали, что слышали около него звон каких-то колокольчиков, видели огоньки и костры без дыма. Если же утром подходили ближе, то никакого кострища там не обнаруживали.

Подобные явления люди наблюдают и в настоящее время около д. Полесье и Петрути Поставского р-на, а также д. Богданово Браславского р-на. Так, между д. Полесье и Петрути около Кривой Горы на берегу озера, недалеко от «Святого источника» есть валун, который местные жители называют «Чёртов Камень» и рассказывают, что раньше на нем черти играли в карты, а ночью на этом месте видели огоньки.

Согласно легенде, как-то в сумерках с Полесья в Петрути возвращался с гулянки один парень. Когда он подошел к Кривой горе, перед ним внезапно возник богато одетый незнакомец и предложил парню поиграть с его друзьями в карты. Парень стал отказываться, ссылаясь на недостаток денег, но незнакомец одолжил ему полную ладонь золотых монет. От сияния денег парень потерял разум и пошел вместе с незнакомцем за Кривую гору, где на камне сидели еще двое мужчин, также шикарно одетые.

Рядом с камнем пылал огонь, не дающий жара и дыма, что парня не удивило, и он начал играть в карты. Далее рассказывается, что, увлекшись игрой, парень чуть не заложил свою душу чертям (под видом состоятельных незнакомцев это были именно они), но пропел петух, и бесы исчезли.

В народном воображении заклятыя (проклятые) сокровища могли принимать вид и зооморфных существ. К примеру, около Сорочанского озера, в урочище Высокая пасека, что в 1,5 км от д. Микулки на Поставщине, лежит так называемый Жвірасты (гравийный) Камень. Говорят, что если кто-нибудь опаздывал и ехал ночью через это место, то из-под камня выскакивал и блестел ярким пламенем ягненок. При приближении к нему он начинал постепенно меркнуть до черноты.

Лошади, запряженные в повозки, становились на дыбы, опрокидывали телеги, освобождались из упряжи и убегали. Местные жители уверены, что под камнем спрятано проклятое сокровище или бричка с золотом, и охраняет все это черт, который является людям в виде ягненка.

Говорят у Горы Костелок (Гродненский район) также закопан проклятый клад.

А в Россонском р-не на одном холме лежал так называемый Змеиный Камень. По преданию, в камень превратился уж, который ночью летел, «огнем полыхая», будто «неся с собой много золота и серебра грешнику, который черту душу продал». Но грянул гром, сверкнула молния, и уж, «поверженный небесными косами», упал на холм и превратился в камень. А те сокровища, что уж нес с собой, там же ушли в землю и появляются сейчас в разных местах холма в различных формах. Одним они показываются в виде Плачкі(Плакальщицы), она вытирала слезы носовым платком, который пылал огнем, другие видели черных и толстых карликов, третьим являлись черные козлы.

Около д. Сутаровщина Браславского р-на есть Белы (Белый) или Вялікі (Большой) Камень с отпечатком человеческой ноги, который лежит на холме. В народе говорят, что под камнем спрятано золото, и у камня можно увидеть Желтую женщину с ребенком на руках, которые охраняют ценности. Однажды парень и девушка, которые хотели завладеть сокровищем, увидели на этом месте на заре золотистую собаку, шерсть которой искрилась и сияла, но та собака не далась им в руки.

В д. Богданово Браславского р-на на местном чудодейственном камне после захода солнца видят «зубастое пламя» или старуху с огромным мешком. В полночь у камня якобы танцуют черти. Около Цудадзейнага (Чудодейственного) Каменя в селе Жарнелишки этого же района, по рассказам, тоже случаются чудеса: появляются три всадника, мерещится лесной пожар, разносится собачий лай… Говорят, что под камнем спрятан горшок с золотом.

В д. Ошмянец Сморгонского р-на есть камень, неподалеку от которого, по преданию, шведы при отступлении закопали карету с золотом, другие говорят, что здесь зарыта лодка с золотом. Местные видят у камня сияние, если подойти ближе – сияние исчезает. По преданию, один человек у камня встретил красивую девушку, она попросила его прийти сюда завтра в полдень (время службы в церкви).

Назавтра вместо красавицы, на этом месте человек увидел ужа и проклял его. Это оказалась обращенная змеей девушка, которая сказала, что также прокляла его навеки, и исчезла. Археолог Константин Тышкевич проводил там исследования и обнаружил вокруг камня два круга из меньших камней. Он посчитал, что в языческие времена валун был жертвенником.

Камень под названием Семигаюн или Гаюн лежит в лесу на левом берегу Днепра вблизи города Орши Витебской обл. По преданию, во время дождя камень остается сухим и излучает целебное тепло, врачует болезни. Наибольшей силой камень обладает 14 сентября – в начале Бабьего лета.

Камень Семигаюн (Оршанский район).

В Белостокской области около д. Минковцы (прежде Гродненская губерния) в полдень огонь выходил из груды камней. Согласно легенде, там спрятан проклятый клад. Если кто-нибудь подходил ближе, оттуда вылетала «солдатская рука с саблей» и пыталась зарубить человека.

Известно много преданий о заклятых кладах, закопанных на замчищах и городищах, или в холмах. Обычно такие сокровища, по преданиям, закапывали во время войн или шведы, или французы, или русские, и ночью они также могут являться в виде огоньков. Например, на городище около д. Большие Споры Поставского р-на и Латыгово Верхнедвинского р-на, а также некоторых других. Так, на городище около д. Дегтярево на левом берегу реки Дриссы и бывшей Латыгово Верхнедвинского р-на скрыты проклятые сокровища, которые выходят на поверхность на Купалье.

Городище возле д. Збочно Слонимского р-на связано, по рассказам местных жителей, с войной со шведами или с борьбой князей ВКЛ с крестоносцами. Утверждают, что в городище зарыт клад, поэтому здесь часто видят огоньки. В д. Лысково Волковысского уезда (ныне Пружанский р-н Брестской обл.) уверены, что и на их городище, которое находится неподалеку, также зарыт клад, который иногда «полыхает пламенем», а по-другому «просушивается».

В том же районе неподалеку от д. Мстибово на замчище и около него, как утверждают местные жители, очень часто появляется белый и красный огонь. Они уверены, что здесь зарыто много денег и всякого богатства. А однажды пастушки увидели на замчище «некую личность со щеткой в руке», которая все просила, чтобы ее почесали. Люди были уверены, что это сам клад в руки просился, а пастушки испугались и сбежали.

Варганская Гора (Докшицкий район).

Жители д. Шадинцы Гродненского р-на уверены, что у подножия их культовой горы Костёлок, в которую, по преданию, провалился костел, также закопан проклятый клад. Иногда они видят, как он выходит на поверхность и блестит огнем, обычно это происходит в полдень.

Горы, где по преданию, спрятан клад:

Варганская Гора – д. Варганы Докшицкого р-на, – сокровище выходит на поверхность в разных образах. Раньше здесь также был культовый камень.

Замчище у д. Мстибово (Волковысский район).

Тамилава Гора между д. Брянчицы, Чепели и Пиваши Солигорского р-на. По преданию, швед закопал на горе три бочки с золотом на золотых колесиках, золото время от времени «просушивается», и тогда вся гора блестит. Если увидеть те огни и успеть перебросить через плечо снятый сапог, то куда он упадет – там и откопаешь клад. Сейчас гора уничтожена – засыпана терриконом.

Янавская Гора возле д. Смоляры Борисовского р-на. Тут неподалеку находится Здань-Камень (Призрак-Камень), святой источник, являются призраки в виде красивых молодых женщин. Если человек заблудился, они раздевали его и укладывали спать на камень неподалеку от болота, а ему в это время казалось, что он у себя дома. Также слышали там раньше ржание лошадей, блеяние овец.

Гора Чертовка у д. Вороничи Полоцкого р-на. На горе появляются призраки.

Здань-Камень неподалеку от д. Смоляры (Борисовский район).

Горы Шаламы близ д. Шаламы-1, Славгородский р-н Могилевской обл. Якобы там провалились города вместе с храмами и людьми, там слышатся шум, звон, пение.

Золотая Гора – д. Минянка, Кобринский р-н Брестской обл. По легенде, Наполеон закопал здесь карету с золотом.

Золотая Горка в Минске – там воры закопали много сокровищ; по другой легенде – верующие насыпали горку золотых монет для постройки храма.

Костёл Святой Троицы в Золотой Горке (Минск).

На горе Княжеская Могила (д. Перевоз Россонского р-на) зарыто княжеское богатство.

Лысая Гора в д. Лоточки Браславского р-на. Говорят, на горе зарыт проклятый клад, и чтобы раздобыть его, нужно: а) развести костер на горе; б) содрать с живого коня кожу; в) запрячь этого коня и провести на нем вокруг костра три борозды – тогда сокровище выйдет на свет.

Лысая Гора в д. Сперижье Брагинского р-на. По преданию, царица Екатерина закопала здесь золотую карету.

Покров-Гора или Красная Горка (д. Вищин, Рогачевский р-н) – зарыта золотая карета.

Шпилёва Гора между д. Полоневичи и Андриевщина Дзержинского р-на – французы закопали 100 бричек с золотом и оружие .

Иногда огоньки появляются на тех местах, где, по народным представлениям, в результате проклятия людей проваливается под землю какая-то постройка. Так, неподалеку от поселка Лысково Волковысского уезда (ныне Пружанский р-н, Брестская обл.), где в урочище Окопы в давние времена провалился дворец одной знатной пани Бени. Это было во время войны с русскими, когда дворец был разрушен, и пани, чтобы ее богатства не достались врагу, прокляла это место. Впоследствии здесь время от времени показывается огонь, который сразу гаснет с приближением человека.

Согласно второму варианту легенды, когда кто-либо приближается к огоньку, то видит сундук, на котором горят свечи, а на нём сидит красивая барышня, рядом с ней две страшных собаки на цепях. Барышня просит человека забрать клад, но собаки не дают этого сделать, и барышня говорит, что вынуждена будет сидеть здесь еще триста лет.

Следующая легенда рассказывает, что когда-то у д. Слобода Быховского р-на недалеко от леса стояла церковь, где служил батюшка по имени Хрол. Батюшка был хороший, все его уважали, но вдруг он испортился – стал засматриваться на чужих девушек. Матушка очень рассердилась и прокляла его, а вместе с ней разгневался и сам Бог: церковь провалилась под землю, а на ее месте образовалось озеро. Только ночью церковь всплывает на поверхность, а черти зажигают в ней свечи, поэтому кажется, что там что-то светит. После этого люди стали называть то место Чертовым. Говорят, что оно и сейчас так называется.

Очень часто упоминается, что проклятые сокровища затоплены в озере или речке. Как в упомянутом выше Сорочанском озере, где Наполеон якобы потопил карету с золотом. Время от времени она выходит на поверхность и «светится». То же самое говорят и про озеро Глухое или Дикое в д. Колпинские Дятловского р-на. Там якобы Наполеон затопил сокровище. Если кто-то пытается завладеть кладом, из озера выходит призрак и душит его.

Неподалеку от д. Шебрин около Бреста на берегу реки Мухавец есть холм Замок Адама или Адамуха. По преданию, здесь жил пан Адам, который перед смертью закопал все свои деньги на дне реки. В ясную погоду люди видят, как деньги в сундуке всплывают на поверхность для «просушивания». А в озере Хотомля около д. Шепелевичи Круглянского р-на затоплена золотая повозка.

Иногда в преданиях упоминается болото, где утоплено проклятое сокровище. Например, как в д. Кукарево Березинского р-на. Там, согласно местным верованиям, в Ляшевском болоте при отступлении провалился сам Наполеон в своей золотой карете. И бывает, что кто-то из сельчан видит издалека, как там «просушивается» золото.

Стоит подойти поближе, и клад исчезает. В болоте возле д. Сычково в Бобруйском р-не якобы в шведскую войну было затоплено много оружия и конных повозок, среди них золотая карета. То же самое говорят и о болоте у реки Кревлянка на Сморгонщине, там якобы затоплена карета.

Криница под Янавской Горой.

А бывает, что необычный огонь видят на кладбище или курганах. Между д. Новоселки и Милошевичи Слонимского р-на находится ельник, который называют Боярами. По легенде здесь когда-то жили богатые бояре, а после смерти их хоронили в том лесочке. На их могилах и по сей день находятся большие высеченные камни, поросшие издавна мхом. Говорят, что бояре один раз в год выходят с того света, и тогда в лесу поднимается страшная буря. А если они кого-нибудь застанут в это время на кладбище, то разрывают его на куски. Еще говорят, будто эти бояре вместе с волками поют песни и до самого утра жгут костер.

В д. Деревной на Логойщине на старом кладбище якобы зарыт ящик с деньгами. В полночь, как говорят местные жители, здесь можно увидеть вспышки огня, а потом и некую «барышню» с коробкой в руках. Но не успеет человек сориентироваться, как коробка превращается в белого медведя. Около д. Именины Дрогичинского р-на на старом кладбище, по преданию, ежегодно в Великую Субботу во время сумерек и до полуночи являются вспышки, похожие на языки пламени, они бывают или белые, или красные, или синие. Говорят, что это «сушатся» проклятые деньги, зарытые здесь некогда шведами.

А на кургане у д. Лятохи Витебского р-на на месте клада является огонь и прыгает белый конь между насыпями. В Городокском р-не на курганном могильнике можно увидеть двух громадных коней и белую кибитку, запряженную тройкой лошадей. В д. Большой Рожан Солигорского р-на белорусским этнографом Александром Сержпутовским было записано предание, что на берегу реки, где много курганов, время от времени на каком-нибудь холме горит огонь. Говорят, что там «деньги цветут», а если кто хочет поближе подойти, то огонь и погаснет. По преданию, это проклятые деньги. Так деньги показывают, где они спрятаны, чтобы их освободили из земли.

Огоньки видят и на так называемых «прошчах» (прощах). Пример – проща около д. Хутор Светлогорского р-на Гомельской области. Природные объекты здесь: холм, дубрава, ранее был святой источник и камень-следовик, рядом курганный могильник. Здесь некогда было спрятано золото, поэтому здесь видят огоньки. Говорят, будто одна женщина нашла то золото, но оно дается только тому, кому «предназначено».

Заклятый клад может быть и под деревом. Пример: Никольский дуб в д. Миколка (бывшая Песчанка) Узденского р-на. По преданию, под дубом французы закопали золотой клад.

Янавская Гора (Борисовский район).

Сделаем выводы:

— больше всего информации об инфернальных явлениях, описанных выше, зафиксировано в местностях вроде культовых холмов и около культовых камней. Причем, на многих холмах находились, а кое-где и сейчас находятся культовые камни;

— кроме огоньков на месте проклятых сокровищ люди видят зрительные и чувствуют звуковые галлюцинации;

— время, когда происходят такие явления – это значительные календарные праздники (Купалье, Пасха, Бабье Лето и т.д.), а также в полночь, или полдень, на заре и в сумерках – тоже знаковое для древних людей пограничное время.

В белорусской мифологии с богатством и золотом отождествлялся образ бога Велеса. Скорее всего, на тех местах, где люди наблюдают такие инфернальные явления, вроде зрительных и звуковых галлюцинаций – видят огоньки и различные призрачные видения, слышат шум, колокола – были древние капища, где наши предки проводили дохристианские обряды и ритуалы, посвященные данному божеству или его аналогу.

Известно, что древние люди строили свои капища на особых местах, которые с самого начала обладали определенной «силой», например таких, в которых геологи сейчас обнаруживают геомагнитные аномалии. После установления новой веры, эти места были дополнительно намолены теми людьми, которые приходили сюда справлять различные ритуалы, а наиболее восприимчивые из них могли входить в транс, во время которого могли видеть и слышать разного рода галлюцинации.

Предания о проклятых кладах появились не на пустом месте, а из народной веры в то, что те, кто совершил преступления ради обладания чужими ценностями и спрятал их до лучших времен, непременно понесут справедливое наказание.

Приняв за основу выверенный практикой тезис, что слова мудрецов частенько материализуются, примем за основу и то, что у иных гробов всё-таки есть карманы. Не в переносном, а в прямом смысле. Иоо всевозможные эпистолярные источники прямо-таки пестрят сведениями о так называемых драгоценных погребениях, когда покойного, пролив дождь золота и бриллиантов, предавали земле, не лишая того, без чего своего бытия не мыслил. Наверняка, именно отсюда пошло проклятие: «Давись золотом, когда околеешь».

Бизнес кладбищенских кладоискателей, как правило, невозможный без архивных изысканий, оперативных разработок, которым позавидовали бы историки и сотрудники спецслужб, похож на остросюжетные бесконечные по протяжённости детективные романы. Если даже выемка ценностей из могил завершалась успешно, позже, иногда годы спустя, кладоискателей настигала расплата. Порой абсурдная по жестокости, непостижимая по мистичности.

Во второй половине XIX века в одном из старейших городов России, Костроме, процветало купечество. Среди этого торгового сословия попадались люди, сказочные состояния которых сочетались с экзотичностью поступков. К примеру, купчиха Мария Сысоева, несмотря на ослепительную красоту, остатки которой были заметны до глубокой старости, так и, не вышла замуж, потому не сомневалась в том, что появись в её пяти домах муж, примется подворовывать, с целью прибрать к рукам всё, и обязательно убьёт. А прибирать к рукам было что.

Поговаривали, будто Сысоева активы, на которые закупала колониальные товары, размещала в московском банке, акционером которого являлась. Половину же жирных прибылей держала в своей спальне -в непомерных размерах полой дубовой колоде, на которой спала, завещая в той же колоде схоронить её, вместе с золотыми червонцами, драгоценными камнями, другими ценными вещами.

Господа эти в январе 1873 года, когда Сысоеву погребли на погосте Ипатьевского монастыря, озолотив повариху купчихи, тридцатилетнюю Дарью Кравченко, добыли сведения о том, что богачка, как пить дать, возлежит на том, что нажила. Правдивость слов поварихи косвенно подтверждало то, что купчиху хоронили в колоде с наглухо заколоченным верхом, и залитой, чтобы не обратилась в труху, креозолом. Была суровая зима. Так как промёрзшую кладбищенскую землю никакие заступы не брали, банда кладоискателей во главе с дворянином Фёдором Уховым сочла разумным дождаться тепла в Москве, накануне отъезда допустив кровавую ошибку.

Не поделив во время пьяного застолья Дарью Кравченко, её застрелили. Тело подбросили в сугроб, рядом с могилой Сысоевой. Сделали это днём. Свидетелями стали завсегдатаи ночлежки, донесшие в полицию. Мужички сообразили, что бандиты рано ли - поздно, но обязательно вернутся на погост, на котором бродяги подрабатывали рытьём могил, установкой надгробий. И ожидания ночлежников оправдалось в ночь на 14 июня, когда они вольготно попивали винцо на вольном воздухе.

Что же увидели бродяги? В донесении полицейского пристава Алексея Бурова - настоящей жемчужине архива МВД России - чёрным по белому написано, что пятеро мужчин, прибывших на погост в телеге, запряжённой двойкой ломовых лошадей, за полчаса добрались до гроба, то бишь, до дубовой колоды. Подняв колоду лямками, понесли к телеге, оставленной в четверти версты. Но погрузить не получилось из-за атаковавших бродяг, двое из которых тут же были убиты. Трое ночлежников, рассвирепев, мстя за товарищей, забили заступами пятерых бандитов.

Из кладоискателей выжил только Фёдор Ухов, пояснивший, что труп поварихи подбросил к могиле купчихи лично, потому что знает, что всегда надобно приносить жертву, чтобы клад легко дался.

Ценности, извлечённые полицейскими из колоды, оказались «с трудом подъёмными». Шесть вёдер золота, ювелирных изделий, ценных бумаг и ассигнаций. Наличие бумаг и ассигнаций окончательно убедило в том, что у престарелой купчихи не всё в порядке было с психикой. Сысоева не имела наследников. Клад из кладбищенской колоды отошёл казне. Бродяг, как пишет Ухов, славно вознаградили пожизненным правом проживать в одном из домов Сысоевой, превращенных в казённый приют призрения бывших государственных чиновников. В 1901 году писатель Алексей Писемский, наслышанный о костромском кладе, опубликовал очерк российских нравов, выведя мораль: «Золото, особенно могильное, всегда кровь, грязь, низости, духовное растление, мрак смерти. Это всегда проклятие».

БОЙ ПОД РЕВЕЛЕМ

В1893 году, когда столица нынешней Эстонии Таллинн называлась Ревелем и входила в состав Российской империи, на давным-давно заброшенных кладбищенских землях, у башни «Толстая Маргарита», разыгралась кровавая трагедия. Толчок ей дал владелец аптеки, немец по национальности Иохан Герц, во время прогулки нашедший в зарослях бузины грубой выделки золотой винный кубок. Будучи человеком законопослушным, аптекарь сдал находку в полицию, о чём тут же раструбили городские газеты, оказав нашедшему и его семейству медвежью услугу. За полночь 2 июня в дом Герца ввалились нежданные гости. Угрожая поджечь особняк, потребовали указать точное место находки. Аптекарь показал.

Неделю спустя жилище его сгорело дотла. Так как домочадцы и он сам пребывали на хуторе, о чём поджигатели не знали, никто не пострадал. Полиция же немедленно взяла Герца, его жену и троих детей-подростков под усиленную охрану. Одновременно поблизости от «Толстой Маргариты» были расставлены посты тайного наблюдения. Вскоре стражи порядка наблюдали за тем, как по меньшей мере дюжина человек с заступами копают ямы. То, что подняли из ям, изумило. В рапорте вышестоящему начальству, подписанном прокурором Г. Я. Лычевским, указано, что пять пудов золота перемежались с фрагментами человеческих скелетов. Доносил прокурор и о том, что копатели оказали полицейским яростное сопротивление, потеряв в перестрелке пятерых.

Один полицейский был убит. В ходе дознания всплыла характерная деталь. Выяснилось, что в средние века сокровища часто прятали «под боком у покойных», полагая, что суеверный страх - лучший оберег. В том же Таллинне уже при Советской власти, разбивая на забытых кладбищах парки, занимаясь строительством и благоустройством, рабочие иногда находили немалые ценности. Что касается банды мещанина Я. И. Клыча, сделавшей сенсационные находки, учинившей бой у «Толстой Маргариты», по совокупности содеянного члены её были приговорены к пожизненным каторжным работам.

ПОКАЯТЬСЯ И ПРОДОЛЖИТЬ

Российским читателям о Ревельских событиях стало известно в 1915 году из книги «Записки каторжанина». Автор, раскаявшийся рецидивист А. Молчанов, в молодости получивший университетское образование, завершил повествование пассажем, который грех не процитировать: «Почему я мародёрствовал? Нет, не обогащение толкало. Жажда приключений, опасностей, мести загробных духов, в преследовании которых убеждался постоянно. Неодолима тяга к опасному промыслу. Что же, покаяться и продолжить? Были бы силы. Стар я. Дорога к погосту теперь не грезится. Видна она». А его последователи, кладбищенские кладоискатели, продолжают находить целые состояния. Добившись своего, становятся добропорядочными буржуа.