Сюжетные игры на уроке физкультуры. Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры. Список использованной литературы

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Игры, приведенные на этой странице, рекомендуется применять на уроках физкультуры в начальных классах. Расположены игры в порядке возрастания сложности. Предназначены на 6-8-летних детей.

«БЕГ СОРОКОНОЖЕК»
Играют 2-3 команды по 10 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой, или игроки «надевают» гимнастический обруч. По сигналу группы «сороконожек» начинают движение к финишу.
Выигрывает команда, пришедшая первой и не упавшая по пути.

«ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ»
Играют две команды по 10 человек. Игроки одной - вороны, другой - воробьи. Группы выстраиваются в шеренгу, спиной друг к другу. Определяется, где у команды домик, куда можно спрятаться, чтобы не быть запятнанным. Ведущий выкрикивает название одной из команд, например: «Во-ро-ны!». Воробьи убегают в свой домик, а вороны их ловят. Если подан сигнал «Во-ро-бьи!», тогда вороны убегают, а воробьи их ловят. Число пойманных игроков подсчитывается.
Побеждает команда, поймавшая наибольшее количество соперников.

«НЕ РАСПЛЕСКАЙ ВОДУ»
На теннисные ракетки ставится по стакану с водой. Участники по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта.
Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

«ПАРОВОЗ И ВАГОНЫ»
Играют 2-3 команды по 10 человек. Каждая выстраивается на старте колонной, в затылок друг другу. Впереди команды, на расстоянии 15м, ставится какой-либо предмет - камень, палка, кегля, флажок, воткнутая в землю ветка дерева. По сигналу ведущего первые номера бегут вперед к контрольному ориентиру, огибают его и снова бегут к своей команде. К первому номеру присоединяется второй, обхватив его за пояс, и теперь они бегут вперед вдвоем, потом к ним присоединяются третьи номера, четвертые и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.

«НЕ БОИМСЯ МЫ КОТА»
Играть могут 10-15 человек. Выбирается водящий - кот, все остальные - мыши. Кот садится на землю и спит. Мыши окружают его и поют песенку:
Тра-та-та, тра-та-та. Не боимся мы коз а!
По сигналу ведущего: «Проснулся кож!» - мыши убегают в свой домик, а кот пытается их поймать. Те, кого кот запятнает (коснется рукой), становятся его добычей.
По второму сигналу ведущего: «Уснул кот!» - играющие вновь подходят к водящему, который вернулся на свое место и спит, и снова поют песенку мышей. После трех выходов кота на охоту выбирается новый водящий.
«ШАХМАТЫ»
Играют две команды по 5-’ о человек. Посередине игровой площадки ставится раскрытая шахматная доска.
Команды выстраиваются в колонны друг за другом на противоположных сторонах. Возле одной группы лежат черные шахматные фигурки, возле другой - белые. По сигналу ведущего первые номера обеих команд берут по одной фигурке и бегут к шахматной доске, ставят фигурку на положенное ей место, возвращаются обратно, дотрагиваются рукой до следующего игрока, который
берет фигурку, бежит к доске и т. д. Первые номера занимают место в конце колонны. Побеждает та из команд, игроки которой быстро и правильно расставят шахматные фигурки.

«НЕВОД»
Два игрока берутся за руки и ловят других играющих, Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь уже втроем они ловят остальных. Каждый пойманный становится частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники.

«БЕГ С ЯЙЦОМ В ЛОЖКЕ»
Ведущий дает каждому из игроков ложку, в которой лежит яйцо, картошка или теннисный мяч. По сигналу ведущего участники бегут, держа ложки перед собой и стараясь не уронить находящиеся в них предметы.
Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.
Соревноваться могут и две команды. Тогда первые игроки обеих команд, добежав до финиша, делают поворот и бегут к старту - передают ложку вторым номерам и т. д. Выигрывает команда, игроки которой первые закончат перебежку.

«БЕГ С ГОРЯЩЕЙ СВЕЧОЙ»
Ведущий дает каждому из игроков тарелку, к которой приклеена горящая свеча. По сигналу ведущего, соревнующиеся бегут к финишу, следя за тем, чтобы свеча не погасла. Если в игре участвуют команды, то первые номера, добежав до финиша, возвращаются к старту и передают тарелку с горящей свечой вторым номерам, вторые третьим и т. д. Побеждает команда, которая первой закончила перебежку и у которой свеча во время бега не погасла.

«ЧЕМПИОНЫ БЕГОВОЙ ЭСТАФЕТЫ»
Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются на старте в колонну друг за другом. По сигналу ведущего первые игроки обеих команд бегут к контрольному ориентиру (камень, кегля, кубик, флажок), огибают его, возвращаются обратно к линии старта и дотрагиваются до вытянутой руки следующего участника, вторые номера также бегут к финишу, возвращаются и передают эстафету третьим номерам, третьи четвертым и т. д.
Выигрывает команда, раньше другой успевшая закончить перебежку.
Далее группы соревнуются друг с другом в следующих видах эстафет:
Бег вдвоем, надев един обруч;
Бег с ведением мяча;
Бег с переноской на себе партнера;
Бег с одной лыжей на ноге.
Бег в ластах;
Бег задом наперед (спиной);
Бег с прыжками через скакалку;
Бег с яблоком на голове;
Бег с подбиванием рукой воздушного шарика;
Бег с преодолением несложных препятствий.
«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКИ»
Играющие делятся на две команды, каждая из которых разбивается по парам. Пары становятся колоннами лицом друг к другу и держат за концы скакалки на уровне колен.
По сигналу ведущего первая пара кладет скакалку на землю и оба игрока бегут (один - налево, другой - направо) в конец своей колонны, а затем перепрыгивают через скакалки остальных пар. Добежав до своего места, поднимают скакалку с земли. За ними вторая пара кладет на землю скакалку, прыгает через первую скакалку и проделывает весь путь первой пары. Затем в игру вступает третья пара, четвертая и т. д.
Побеждает команда, игроки которой раньше закончат перепрыгивание через скакалки.

«ЧЕМПИОНЫ БОЛЬШОГО МЯЧА»
Игроки соревнуются друг с другом в следующих конкурсах.
Удары мячом в цель. На стене мелом чертят мишень. Удары выполняются правой и левой ногами с места, затем с разбега.
На земле располагают друг за другом какие-нибудь предметы, надо обвести их, ведя мяч ногой (то правой, то левой).
Поднять руки с мячом выше головы, выпустить его и поймать на лету.
Опереться левой рукой о с гену, правой ударить мячом по стене из-под руки, поймать двумя руками.
Ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.
Бросать мяч то под левой, то под правой ногой и ловить его.
Бросить мяч вверх, присесть, дотронуться до земли руками, затем выпрямиться и поймать мяч сначала двумя руками, потом поочередно правой и левой.
Бросать мяч друг другу с хлопками, с поворотом, с отскоком от земли.
Метание мяча вдаль на расстояние (кто бросит дальше).
Метание мяча в убегающего партнера.
Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с разного расстояния.
На расстоянии 6 м на землю кладут мяч. Другим мячом надо попасть в этот мяч. чтобы он закатился как можно дальше.
На расстоянии 8 м ставят кеглю. Ударом ноги (правой, потом левой) надо сбить ее.
Катнуть мяч с горки и догнать его.
Стоя друг против друга, и обхватив руками мяч, стараться отнять другой мяч у соперника и не отдать свой.

«ДОГОНИ МЯЧ»
Игроки становятся спиной друг к другу на расстоянии 1 м. В руках у каждого мяч. По сигналу ведущего бросают мяч через голову назад, и каждый устремляется вперед за мячом соперника.
Побеждает тот, кто быстрее догонит мяч и вернется на исходную позицию.

«УДЕРЖИ МЯЧ»
Мяч нужно положить на книгу, осторожно поднять ее над головой, не уронив мяча, и так же осторожно опустить. Побеждает тот. кто правильно выполнил задание.

«ГОРЯЧИЙ МЯЧ»
Играющие становятся в круг. Ведущий дает мяч, и по сигналу участники передают его по часовой стрелке друг другу. Нели ведущий говорит: «Стоп!», передача мяча прекращается, а игрок, у которого он в руках, выбывает из игры. Ведущий дает команду: «Начали!», и игра возобновляется.
Побеждает участник, оставшийся последним, когда мяч передавать уже некому.
«ПРЫЖКИ С МЯЧОМ»
Игроки выстраиваются на линии старта. Зажав мяч между коленями, участники прыжками двигаются к финишу.
Побеждает тот, кто прискакал первым и не потерял мяч.

«УДАРЬ НЕ ГЛЯДЯ»
Впереди игрока кладут мяч на расстоянии 5- 6 шагов. Завязывают глаза повязкой. Надо подойти к мячу и ударить по нему ногой.
Выигрывает тот, кто успешно выполнил задание.

«СУМЕЙ УДЕРЖАТЬ»
Несколько пар играющих соревнуются между собой, стараясь как можно быстрее добежать до финиша:
положив мяч на плечи, и прижимая его головами с двух сторон;
прижав мяч плечами;
зажав мяч спинами;
удерживая мяч, зажав его лбами и двигаясь боком.
Побеждает пара, пришедшая первой и не потерявшая мяч.
«СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ»
Играющие берут мяч и становятся в круг. Первый участник, бросая мяч, называет какое- нибудь существительное. Ловящий называет прилагательное и бросает мяч дальше, третий игрок называет глагол. Например: «Птица», - говорит первый; «Черная», - говорит второй; «Летает», - говорит третий и, бросая мяч следующему, называет новое имя существительное.

«РЫБЫ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ»
Играющие становятся по кругу. В центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: «Зверь».
Поймавший мяч должен быстро назвать кого-нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет «рыба» или «птица», поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему или замешкается с ответом, выбывает из игры.

«ДРАКОН»
Участвуют две команды по б-8 человек. Игроки выстраиваются друг за другом в колонну. Между участниками зажимается по мячу спиной и грудью. По сигналу ведущего «драконы» бегут к финишу.
Выигрывает команда, пришедшая первой и не потерявшая ни одного мяча.

«ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ»
ПОДГОТОВКА
Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Двух игроков, стоящих рядом, назначают капитанами и дают им по мячу.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По сигналу капитаны начинают передавать (перебрасывать) мячи по кругу - один вправо, другой влево своим ближайшим игрокам, т. е. через одного. Мячи перекидывают до тех пор, пока они не возвратятся к капитанам.
Выигрывает команда, сумевшая быстрее провести мяч по всему кругу. Получив мяч, капитаны подымают руки с мячом вверх. Игру можно проводить несколько раз подряд.
ПРАВИЛА
1. Мяч передавать или перекидывать обязательно своему ближайшему соседу. Каждый пропуск игрока засчитывается как штрафное очко. 2. Если мячи столкнулись в воздухе, то игроки, после броска которых они столкнулись, должны быстро взять свои мячи и, встав на место, продолжать игру. 3. Побеждает та команда, которая закончила передачу мяча по кругу раньше и не имеет штрафных очков.

«МЕТКО В ЦЕЛЬ»
ПОДГОТОВКА
Посредине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впереди стоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По установленному сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя участники второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2-4 раза. Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков
ПРАВИЛА
1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя.
2. При броске заходить за стартовую черту нельзя - в этом случае бросок не засчитывается.

Класс: 2

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Аннотация: Сюжетно-ролевой урок физической культуры для 2-го класса. «Поход на лесную поляну »проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся приобретают навыки и умения в беге ив прыжках; в играх развиваются дружественные отношения, двигательные качества и умственные способности, укрепляется здоровье.

Для проведения урока я использовала нестандартное оборудование: самодельные приспособления из пенопласта – рыбки, грибы, орешки; ведра и корзины; мягкие игрушки, гимнастические обручи, «мусор»,пеньки из картона.

Младший школьный возраст – наиболее активный период в формировании двигательных координаций ребенка, его физических качеств. Взаимосвязь игры и учения проявляются во влиянии игры на формирование элементов учебной деятельности. Так, решая двигательные задачи, на сюжетно-ролевом уроке дети познают окружающий мир. Они путешествуют на уроке, содержание которого наполнено игровыми сюжетами. У детей высокий эмоциональный настрой, повышается интерес к двигательной деятельности на занятии. На уроке развиваются не только физические качества детей, но и интеллектуальные способности; отдыхая, дети отгадывают загадки и поют песенки во время релаксации. Ребята с увлечением пользуются самодельным нестандартным оборудованием – рыбками, грибами, орешками; мягкими игрушками и т.д. Самодельные наглядные пособия помогают правильному выполнению упражнений. Использование ИКТ на уроке даёт детям иллюзию пребывания на лесной поляне.

Учебный предмет: физкультура

Уровень образования школьников : учащиеся 2 класса

Цель: Развитие интереса к занятиям спортом и туризмом. Воспитание любви к природе, бережного отношения к животным, птицам, зелёным насаждениям. Формирование развития физических качеств как одного из главных составляющих здоровой жизни.

Задачи:

  1. Развивать координацию движений, быстроту, ловкость, гибкость, внимание.
  2. Совершенствовать строевые элементы, изученные ранее.
  3. Совершенствовать эстафетные передачи

Место проведения: спортивный зал

Оборудование: Нестандартное: самодельные приспособления из пенопласта -рыбки, грибы, орешки, ведра и корзины, мягкие игрушки, гимнастические обручи, «мусор»,пеньки из картона).Наглядные пособия. Использование ИКТ.

Ход урока

Части урока и содержание Дозировка Организационно-методические указания
I. Подготовительная часть (1 0 мин.)
1. Построение, приветствие, сообщение задач урока: «Отправляясь в лес, в поход на лесную поляну, мы должны повторить правила техники безопасности, сделать разминку, подготовить мышцы к дальней дороге» 1 мин. Повтор команд “Равняйся!”, “Смирно!”, “Вольно!”.
2. Повторить повороты на месте, изученные ранее: “Напра-во!”, “Нале-во!”, “Кру-гом!”. На месте шагом марш, вперед марш! 1 мин. Руки прижаты к туловищу во время выполнения поворотов, повороты выполнять во второй части команды.
3. Ходьба. Ходьба на носках, на пятках, высоко поднимая бедро.
Учитель- Мы идем по узкой лесной тропинке. Посмотрим вокруг: повороты головы влево, вправо. Слева и справа от нас высокие сосны, зелёные ели, молодые берёзки. Они нам дарят кислород. В лесу самый чистый воздух. Вдохните глубоко. Вдох…выдох….
1 мин. На углах зала поставить ориентиры, которые нужно обходить не задевая.
Следить за осанкой, спину держать прямо.
4. Медленный бег. Бег на носках, бег, высоко поднимая бедро, бег с захлёстыванием голени назад Ходьба. Упражнения для восстановления дыхания.
Учитель «На вытянутые руки разомкнулись, образовали круг»
2 мин.
На углах зала стоят ориентиры, которые нужно обегать не задевая. Следить за осанкой, спину держать прямо.
Провести комплекс общеразвивающих упражнений «Зарядка туриста».
1. Погрозить пальцем одной руки, затем другой.
Если утром ты зарядку
Делать очень ленишься,
То в походе от нее
Никуда не денешься.
4,5 мин. Ученики стоят в кругу. Отметить лучших детей по выполнению упражнений.
1. Спину держать прямо, повороты налево, направо, машем пальцем при повороте.
2. И.п. – руки вверх, в замок. Наклоны туловища – «рубить дрова».
Пришла пора заняться костром,
Подружиться с топором.
Вот друзья так уж друзья,
Лучше выдумать нельзя.
2. Наклоны туловища вперед, назад со взмахом рук, пальцы в замке. Ноги на ширине плеч.
3. И.п. – о.с. Махи руками вверх и вниз.
Чтобы жар костру задать,
Всем руками помахать.
Огонек гудит: «Постой,
Я ведь тоже не простой!»
3. О.С. Ноги на ширине плеч, руки подняты верх – махательные движения, руки опущены вниз – махательные движения.
4. И.п. – руки на пояс. Повороты туловища.
Чтоб в лесу не заблудиться,
Надо вместе покрутиться.
А уставшая спина,
Это просто ерунда.
4. Круговое движение туловищем. Ноги на ширине плеч.
5. Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Ноги устали не знают,
По горам они шагают.
Я скажу вам «Это ловко!»
Вот что значит тренировка.
5. Спину держать прямо.
6. Плавные движения руками перед собой.
Вот и наш костер дымится,
Дыма облачко клубится.
Вот он гаснет, наконец,
И зарядочке
конец.
6. О.С. Спину держать прямо. Ноги на ширине плеч.
Ходьба. Перестроение из одной колонны в две.
Учитель: Получилось две команды для различных эстафет.
30 сек. Следить за правильностью выполнения строевых перестроений.
II. Основная часть (30 мин.)
Учитель: «Ребята, мы пришли с вами на нашу полянку. Но что мы видим на полянке? Мусор (баночки, пластиковые бутылки, обёртки бумажные, фантики) нужно срочно убрать.
1. «Уборка лесной полянки»
Какая команда быстрее уберет мусор на своей территории, та и победит.
3 мин. Следить за правильностью выполнения правил игры.
Учитель: Есть животные, которые делают запасы еды на зиму. К ним относятся белки. Давайте поможем белочкам собрать грибы, шишки, ягоды.
2. «Поможем белочке»
Напротив каждой команды в 5 метрах разложены «грибы, шишки, ягоды» (по числу игроков в команде). На противоположной стороне площадки стоит обруч, а за обручем на стуле «белка»- игрушка. Обруч-это дом белки. В руках первых номеров по корзине или ведерку. По сигналу игрок с ведром бежит к первому грибу, кладёт в корзину, бежит дальше к домику белки, пролезает сквозь обруч и оставляет гриб возле белки. Обегает стул с белкой, возвращается и передаёт корзину следующему участнику. Эстафета повторяется. Победит та команда, которая быстрее соберёт для белки урожай.
5 мин. Повторить ребятам правила ТБ. Следить за правильностью выполнения правил игры.
Победит та команда, которая быстрее соберёт для белки урожай.
Учитель: А теперь, ребята, отдохнём и споём весёлую песенку мышонка, но при этом будем тянуть звуки «е», «я», «ы».
Какой чудесный де-е-нь (руки вверх)
Работать нам не ле-е-ень (руки на пояс)
В лесу мои друзья-я-я (руки на грудь)
И песенка моя-я-я (руки в сторону, маршируем)
Какой чудесный пе-е-нь (руки вниз)
Расцвёл в лучистый де-е-нь (руки вверх)
На нём цветут цветы-ы-ы (руки в стороны)
И рядом сними мы-ы-ы (руки на грудь)
3 мин. Образовать круг. Следить за осанкой
Учитель: Кто тут на полянке лесной отдыхает, да это сокол и соколята. Сокол учит своих птенцов летать. Но кто это в кустах прячется? Да это лиса.
3. «Сокол и лиса»
Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. «Сокол» учит летать «соколят». Он бегает в разных направлениях и одновременно показывает разные летательные движения руками. Стайка «соколят» бежит за «соколом» и повторяет движения за ним. В то время, когда выскакивает «лиса», «соколята» должны присесть.
5 мин. Время появления лисы определяется сигналом ведущего.Лиса ловит только тех, кто не успел присесть
Учитель: Рядом с лесной полянкой озеро, там водятся рыбки. Но что это за ямки, заполненные водой недалеко от озера? В них плавают ценные мальки. Ведь ямки скоро пересохнут, а рыбки погибнут. Давайте поможем рыбкам, перенесем рыбок с ямок на озеро.
4. Операция «Живое серебро»

Участники команд строятся в колонну по одному, напротив каждой команды лежит обруч – это ямка, дальше в 5 метрах ещё обруч – это озеро. В ямке лежат «рыбки», их необходимо перенести на озеро.
5 мин. По сигналу первые номера бегут к обручу с рыбками, берут 1 рыбку и переносят ее на другой обруч, затем быстро возвращаются и передают эстафету следующему. Победит та команда, которая быстрее закончит эстафету.
Учитель: А теперь, ребята, отдохнём и ответим на загадки-складки:
Загадки-складки
×Стоят казаки, на них белы колпаки.
×Зимой и летом одним цветом.
×Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
×Висит сито, не руками свито.
×Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.
×Не по рыбам, а сети расставляет.
4 мин. Ученики садятся на пол, в круг, скрестив ноги.
Учитель: Ребята посреди поляны пенёк стоит. Давайте поиграем в игру «Не задень пенёк»
5. «Не задень пенёк»
Взявшись за руки, дети по сигналу начинают бегать вокруг «пенька»,стараясь не задеть его, и одновременно подталкивают соседа к нему. Кто заденет «пенёк» – выбывает из игры.
5 мин. Во время игры дети не должны отрываться и наталкиваться друг на друга.
III. Заключительная часть (5 мин.)
Учитель: Сегодня на уроке мы побывали с вами в лесу, на лесной полянке. Помогли белкам, рыбкам, убрали полянку и поиграли на ней. А теперь пора домой, наш поход закончен. За нами прилетел самолет.
«Сели дружно в самолет,
И отправились в полет,
Мы лесок перелетели,
На площадку в школе сели.
Раз, два, раз, два –
Вот и кончилась игра»
3 мин. Взялись за руки, встали в круг.
1. Построение в одну шеренгу, подведение итогов урока, Домашнее задание. Поощрение лучших учеников. 2 мин. Домашнее задание – Заполнить дневник наблюдений. Что понравилось в лесу?
2. Организованный выход учащихся из зала.

Дарья Ознобихина
Проект «Подвижные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска

Тема проекта:

«Спортивные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре»

По доминирующей деятельности: социально - коммуникативное

По количеству участников – групповой

Характер контактов – среди детей одной группы

По продолжительности – краткосрочный

Постановка проблемы: Во время занятий физической культурой и беседы с ними, я поняла, что дети в домашних условиях совсем не занимаются подвижными играми.

Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последнее время немало дошкольных учреждений работает по новым комплексным программам, но они к сожалению ограничиваются рамками физического воспитания, направленными главным образом на развитие у детей основных качеств движений. Зачастую и родители не прививают ребенку потребность в здоровом образе жизни. Однако этого не достаточно.

Актуальность проекта : В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мыши и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

На наш взгляд, ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении занимают подвижные игры. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Объект проектной деятельности : Спортивные игры

Предмет проектной деятельности : правила спортивных игр

Цель проекта: Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта.

Задачи :

1. Разработать и внедрить в практику ДОУ план-проект по формированию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, используя подвижные игры.

2. Обучить детей правилам подвижных игр и умению использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

3. Развивать умение детей взаимодействовать с членами детского коллектива, оказывать взаимопомощь.

4. Формировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии друг с другом.

5. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой и спортом.

Гипотеза: если использовать спортивные игры, то повышается интерес у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре.

Ресурсы проекта:

1. Физкультурные уголки в группе.

2. Спортивный зал.

3. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.

4. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий и т. д.).

5. Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста”.

Этапы проекта:

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с родителями

организационный Подборка игр,

Инвентаря Желание принимать участие в подвижных играх

Основной Разучивание слов в игре.

Создание рисунков о подвижных играх. Выставки рисунков и оформление альбома «Наше творчество». Активное участие в реализации проекта: участие в беседах, совместная деятельность с родителями на тему: «Подвижные игры дома»

Участие в творческой деятельности при изготовлении коллективной работы Памятки для родителей о «Подвижных играх в семье»

«Через ручеек»

«Попади мешочком в круг»

«самолеты»

«Найди, где спрятано»

«У медведя во бору»

Заключительный Оформление выставки детско-родительских работ

Спортивные игры на улице

«Зимушка –Зима» Активное участие в зимних играх на улице

Образовательные области Совместная образовательная деятельность педагога с детьми с учетом образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

Физическое развитие Развитие быстроты, ловкости, координацию движения Подвижные игры

«У медведя во бору»

«самолеты»

«Ловишка» Памятки родителям о пользе занятий подвижными играми в домашних условиях

Художественно-эстетическое Слушание музыки, рассматривание картин, иллюстраций Рассматривание иллюстраций о подвижных играх

Речевое развитие Обучение речевок с подвижных игр

«У медведя на бору, грибы, ягоды беру.

Медведь простыл

На печи застыл!»

Разучить стихи с родителями

Ожидаемые результаты:

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.

2. Сформированность гигиенической культуры.

3. Улучшение соматических показателей здоровья

4. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения

Продукт проекта:

1. Выставка рисунков о любимой подвижной игре

2. Памятки родителям «Играйте дома с ребенком в подвижные игры»

3. Спортивные игры на улице «Здравствуй Зимушка – Зима»

Критерии оценки результатов по диагностике

Низкий – движения ребенка в подвижных играх не уверенные, в свободное время в группе и на прогулке не играет в подвижные игры. Не проявляет интереса к игре. Не знает правила поведения во время игры.

Средний – движения ребенка в подвижных играх уверенные но не всегда, в свободное время в группе не всегда играет в игры. слушает инструктора, но не всегда выполняет правила игры. Проявляет интерес к игре через раз.

Высокий –движения ребенка в подвижных играх уверенные и ловкие. В свободное время в группе и на прогулке ребнок организует подвижные игры с другими детьми. Соблюдает все правила игры, проявляет интерес к игре. Слушает инструктора, быстро усваивает речевое сопровождение.

Презентация проекта

1. Выставка рисунков на тему «Любимая подвижная игра»

2. Презентация проекта

3. Спортивное развлечение «Здравствуй Зимушка – Зима»

Рефлексия: в результате работы моего проекта, дети узнали, как важно заниматься подвижными играми, какая от этого польза. Дети понимают что в игры необходимо играть по правилам. Во время игры вырабатываются такие физические качества как быстрота, ловкость, координация движения. Дети научились самостоятельно выбирать и играть в подвижные игры.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции

Негативные последствия Способы коррекции

Некоторые дети не проявляли интерес к игре Подобрать маски, музыкальное сопровождение

Не соблюдали правила поведения в игре Перед игрой рассказать о правилах поведения в игре

Дети не занимаются подвижными играми в домашних условиях Раздать родителям памятки с играми

Литература:

1. Берестова З. И. ; Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ /. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

2. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ДОУ. – М. : Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.

3. Интернет ресурсы

4. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры», Айрис Пресс М. : 2003, 192с.

Публикации по теме:

Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Фитбол- гимнастика способствует развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата)у.

Формирование устойчивого интереса детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад№15» Из опыта работы воспитателя старшей.

Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Мои воспитанники очень любят образовательную деятельность по экологическому воспитанию. Систематические наблюдения за природой, рассказы,.

Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности Консультация для педагогов. Хорошее здоровье- фундамент для всестороннего и гармоничного общего развития. Именно в детстве закладываются.

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении.

Мастер-класс «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Ыныргинская средняя общеобразовательная школа» Детский сад «Солнышко» «Игры и эксперименты,.

Мастер-класс по физической культуре для воспитателей «Подвижные игры с фитболами» На мастер классе – я хочу вас познакомить с тем, как организовать игры с фитболами. Ведь всем нам известно, что игра – наиболее доступный.

Семинар «Развивающие игры как средство формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» Актуальность данной работы заключается в том, что у детей с задержкой психического развития при поступлении в школу обнаруживается недостаточность.

Д. С. Лихачев. :Культура человечества движется вперед не путем перемещения в «пространстве времени», а путем накопления ценностей. Во все.

Сценарий совместной деятельности инструкторов по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста Сценарий совместной деятельности инструкторов по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Встреча со спортсменом.

Библиотека изображений:

Аннотация: В статье представлена практика работы по гармоничному развитию ребенка посредством использования сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, гармоническое развитие личности, урок физической культуры.

Урок физической культуры, более чем какой-либо другой урок, таит в себе для ребёнка радость: само движение - радость для растущего организма. И если учитель чётко организует занятие, и дети не сидят, замерзая, на скамейках вдоль стены, то урок физической культуры для них большая радость. Так должно быть. Это соответствует физиологии и психологии ребёнка, так же, как и стремление ко всему новому и необычному. Я стремлюсь к тому, чтобы на моих уроках дети испытывали радость движения, радость познания нового, радость открытий.

Учащиеся младших классов с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д.

Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой не только в спортивном зале, но и на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой сюжетно-ролевых игр.

Именно поэтому грамотное использование сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. В своей работе я активно использую сюжетно-ролевые игры в процессе физического воспитания обучающихся младших классов.

С учетом воспитательно-развивающего значения игр преследуется решение совокупности задач физического воспитания:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, закаливание;
  • формирование знаний и умений в области личной гигиены;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
  • воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;
  • развитие творческих способностей детей на уроках физической культуры.

Совместная игра - уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами - традиционное средство народной педагогики.

В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их индивидуальные особенности. Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. В них присутствуют ясно выраженные стремления играющих к победе: быстрее обежать круг, догнать партнера или успеть убежать от него. Еще более ярко соревновательный характер носят игры, в которых участники делятся на группы, команды и где каждая группа или команда, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить.

Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.

В методике физического воспитания для начальной школы разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Используются игры и упражнения, которые развивают ловкость и выносливость, смелость и быстроту, умения контролировать свои действия. Однако танцевально-ритмическим элементам, элементам художественной гимнастики и пластики пока не уделяется должного внимания. Я считаю, что включение танцевальных упражнений в урок физической культуры - мощное средство для гармоничного развития личности ребенка.

Сочетая сложные физические упражнения с танцами, сюжетно-ролевой игрой на одном уроке, можно добиться высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Все эти элементы могут составить сюжетный урок, который, как правило, является итогом пройденного материала в течение четверти. Такой урок-праздник для детей. Одна из задач сюжетно - ролевого урока - познание нового и совершенствование пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются нравственно-эстетические задачи, в том числе задача воспитания у ребят уважительного отношения друг к другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в выполнении предлагаемых заданий. На своих сюжетных уроках я использую материалы устного народного творчества, краеведческий материал, показываю слайды и фильмы.

Для повышения рабочей активности детей, их настроения часто применяю музыкальное сопровождение, для чего используют народную, классическую и современную музыку. Необычность сюжетных уроков - импровизация и танцы. Какой бы сложности ни был учебный материал, танец - неотъемлемая часть урока. В танцах используют различные виды движений: художественной гимнастики, ритмики, пластики, элементы театрализации. Ребята охотно танцуют. Через танец происходят знакомство с русской культурой и культурой других народов и стран. Танцы оказывают положительное влияние эстетических чувств детей, воспитывают организованность и дисциплинированность, делают сюжетный урок содержательным и законченным. Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других. Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей.

С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации. Примерами сюжетно-ролевых уроков могут служить игры «Путешествие в джунгли», «Найди клад», «Спортивный марафон», «Мы - Робинзона».
Сюжетно-ролевые уроки могут состоять из конкурсных программ, типа «Спортивный серпантин», «Самый-самый», «Вперёд к олимпийской медали».

Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. Они также могут быть представлены в качестве спортивно-музыкальных театрализованных представлений по определённой теме, где осуществляется и интеллектуальное, и физическое, и этическое развитие детей. На сюжетно-ролевых уроках дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.

Итак, сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры в младших классах представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно - силовых показателей на уроках физкультуры в средних классах.

Сюжетно ролевая игра «Путешествие на автомобиле».

На уроке физической культуры с 1 класса учитель должен научить детей ходить и бегать в колонне, соблюдая дистанцию.

Для детей, которые имеют физические и психические дефекты это очень сложная задача. С этой целью я использую сюжетно ролевую игру « Путешествие на автомобиле», один из вариантов, разработанный мною, игры «Светофор».

Цель игры:

Обучение техники бега;

Обучение передвижению в колонне, соблюдая заданную дистанцию и скорость;

Так как ребята, двигаясь в роли автомобиля, забегают (заезжают) на заданные станции и выполняют упражнения, идет развитие многих физических и психических качеств, а именно пространственно временной ориентации, развитие вестибулярного аппарата, координации движений, силы, ловкости, гибкости и других;

Идет корректировка недостатков психической деятельности (страх, завышенная самооценка, неадекватность в сложных двигательных ситуациях.)

Игра имеет оздоровительную цель.

Воспитывает выдержку стремление к победе.

Сюжетно ролевую игру можно проводить с 1 по 4 класс. С возрастом упражнения, которые выполняются на станциях, усложняются. Ребенок легко включается в игру, соблюдая правила игры, сам того не подозревая, учится и развивается.

Необходимый инвентарь для игры:

Светофор (зелёный, желтый, красный лист картона). Картинки машин различных марок, которые можно прикрепить или повесить на шею. Карточки с названием и рисунками станций (погрузка, разгрузка, смазка, заправка). Жетончики по 6 штук на учащегося.

Вводная организационная часть.

Построение.

Комплекс суставной гимнастики в чередование с дыхательными упражнениями.

Основная часть.

Учитель объявляет учащимся, что сегодня они отправляются в путешествие на автомобилях по дороге, которая находится по краям спортзала. Чтобы двигаться по дороге и не совершить аварии, необходимо соблюдать правила дорожного движения, такие как расстояние, между автомобилями, обгонять только с левой стороны, при остановке сохранять дистанцию. Ребята выбирают, какой машиной будут («Жигули», «Москвич» и т.д.).

Детям раздаются эмблемы с рисунками автомобиля, которые прикрепляются.

Зал это площадка по периметру, которой располагается дорога. Дорога имеет по краям обочины. Через определенный интервал на дороге располагаются станции. (Станция» Погрузка», станция «Разгрузка», станция «Заправка», станция «Смазка»).

Станция» Погрузка»:

Инвентарь: гантели весом 1 кг.

Учащиеся выполняют упражнения с гантелями. 5 -6 упр, на развитие силы мышц. Можно сказать детям, что мы на эту станцию заезжаем загружаться. Загружаем силу для нашего организма, через упражнения с гантелями. Упражнения выполняются из исходного положения, стоя, сидя и лежа.

Станция «Разгрузка».

После того как мы погрузили нашу машину её необходимо разгрузить.

Упражнения на расслабление. 3-4 упр. По 8-10 раз.

Это могут быть упражнения из аутогенной тренировки или упражнения из игры «Деревянные тряпочные куклы» (деревянные куклы мышцы напряженные, тряпочные мышцы расслабленные). И.П. лежа и сидя.

Двигательные действия усваиваются лучше, если школьник умеет расслаблять мышцы. Владея произвольным расслаблением, можно быстро и хорошо освоить технику новых движений.

Между заданиями я на уроках играю с детьми в игры, в которых дети овладевают мышечным чувством, это такие игры как «Деревянные, тряпочные куклы», «Люди и роботы».

Станция «Заправка».

Машина ездила ей нужно заправиться. Так как мы не настоящие машины мы заправляемся не бензином, а кислородом, который берется из воздуха. Кислородом питаются наши мышцы и весь организм. Поэтому чем его больше, тем лучше. На этой станции дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики, 3-4 упражнения.

Станция «Смазка».

После заправки машине необходимо масло для смазки. Но мы живые машины и смазываем свой двигатель и все части движениями в суставах.

Упражнения суставной гимнастики. Упражнения выполняются на все крупные суставы.5-6 упр.

Станции располагаются по «дороге» на одинаковом расстоянии друг от друга. Над каждой станцией прикрепляется карточка с названием и описанием станции.

Для того чтобы школьники двигались от станции к станции без задержки, необходимо заранее рассчитать время выполнения упражнений на разных станциях. Оно должно быть примерно одинаковым.

Чтобы дети лучше понимали, что нужно бегать, мягко пружиня стопу, можно сравнить ногу с рессорой в машине, которая смягчает толчки и сотрясения. Если рессоры плохие или они сломаны, то машина гремит и быстро изнашивается, так и организм нужно беречь и чтобы он не сотрясался необходимо ногу ставить мягонько, пружинисто на носочек. От станции к станции дети передвигаются медленным бегом.

Малая скорость и темп бега создают оптимальные условия для обучения правильной постановки головы и туловища, для корректировки работы рук и ног. Положения тела во время бега зависит от постановки головы. Наклон головы ведет к увеличению наклона тела, а от положения тела во многом зависит вся техника бега. Поэтому с самого начала нужно учить держать голову прямо, смотреть перед собой, прямо держать туловище, не наклоняться вперед.

По ходу игры учитель дает команды, например:

«КамАЗ» на погрузку, «Нива» на разгрузку, «Жигули» на смазку и т.д.

Ребята-машины передвигаются по дороге, соблюдая дистанцию, внимательно смотрят на светофор.

Красный останавливаются, желтый, внимание, смена цвета, зеленый движение.

Команда «Обочина»- машина, которой дана эта команда. Выезжает на обочину, останавливается, ждет команды «Движение».

Правила игры: по дороге передвигаться, соблюдая дистанцию 2-3 шага. Следить за светофором. При движение слушать команды. Выполнять команду сразу.

Запрещается – обгонять справа, наезжать на впереди едущего товарища, останавливаться.

Игра начинается с движения по дороге.

Со временем, по мере подготовки учащихся, подключаются станции.

За нарушение правил взимается жетон.

Жетоны выдаются в начале игры, по 6 жетонов на игрока.

Выигрывает тот, у кого в конце игры осталось больше жетонов.

Игра используется во вводной части урока. Она организовывает ребят, готовит организм к предстоящей нагрузке. Отвлеченные от мысли о результате, школьники значительно быстрее овладевают техникой движения.

Учитель на протяжении всей игры занимает самое выгодное место - расположение в спортзале и исполняет роль «светофора», «ГАИ», и руководителя.